Вопрос читателя:

Здравствуйте!

В Евангелии написано, что Господь заповедовал молиться об обижающих. Перед смертью на Кресте Господь сам молился и просил не вменить греха тем, кто его распял: «ибо не ведают, что творят». Также в Евангелии говорится о непротивлении злу... Церковь, насколько я понимаю, дает рекомендации молиться об обидчиках, чтобы Господь их спас, помиловал, не наказывал...

Так написано в Православном молитвослове. Однако в Моисеевом Законе (Второзаконие) говорится о предании смерти ложных пророков. Насколько я понимаю Новый Завет, Иисуса Христа посчитали ложным пророком и по этой заповеди распяли. Поэтому Господь в молитве просил не наказывать своих убийц. Они считали его ложным пороком... и думали, что, убивая Его, служат тем самым Богу.

Когда Господь давал заповедь о молитве за своих обидчиков, возможно, Он имел ввиду, что вместо мести (противлении злу), нужно обращаться за помощью к Богу... И эти молитвы не обязательно должны быть о прощении делающих беззаконие. Это могут быть такие молитвы, например, как псалмы: 3-й, 6-й, 57-й, 108-й, 142-й... Апостол Павел в одном из Посланий также писал о том, что не нужно за себя мстить, но лучше давать место гневу Божию. О прощении обидчиков в Евангелии говорится, что прощать нужно и 777 раз, если обидчик просит прощение и раскаивается...

Вопрос: правильно ли я понимаю, что, когда обидчики преследуют невиновного человека (по светскому и Божьему Закону), не раскаиваются, желают смерти и мучений жертве, то христианин, будучи жертвой, может молиться Богу о защите от своих преследователей и просить Бога об их наказании? Спаси Господи!

Максим

Отвечает протоиерей Михаил Самохин:

Здравствуйте, Максим!

В цитатах, которые Вы приводите в вопросе, уже заметно существенное различие в ветхозаветном и новозаветном подходе к вопросу мести. Если ветхозаветный подход состоит в том, чтобы сделать месть хотя бы соразмерной (око за око, а не жизнь за косой взгляд), то новозаветный подход состоит в том, чтобы вообще предоставить отмщение Господу.

Причина изъятия мести из рук человека проста. Наша месть практически никогда не бывает справедливой и соразмерной, поскольку продиктована греховными эмоциями гнева и ярости, подогреваемыми горделивым превозношением над нашим обидчиком.

Поэтому православный человек призывается к тому, чтобы просить Господа о защите и всякое отмщение передать в Его руки. В этом скрыт важный нюанс. Не просить наказать, а передать решение ситуации Богу.

Ведь Господь не ослепляется гордостью или гневом. Не превозносится ни над кем из враждующих. Больше того Он любит наших врагов точно так же, как и нас. Каким бы несправедливым нам это не казалось. Ведь наши враги точно такие же дети Божии, как и мы сами.

Поэтому, когда мы просим Бога о защите, мы должны отчетливо себе представлять, что просим не о наказании врагов, которое кажется нам справедливым, а о таком разрешении ситуации, которое будет правильным с точки зрения Бога. А эта точка зрения может быть очень далека от нашей.

И конфликтные ситуации могут разрешаться самым неожиданным и даже чудесным образом. Когда враги забывают о вражде или вовсе становятся друзьями.

Искренне желаю Вам никогда не враждовать ни с кем. Как призывает апостол Павел: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим 12:18). И тогда Вам не придется передавать мщение в руки Божии, как это дальше рекомендует святой апостол в следующем стихе своего послания.

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
5
0
Сохранить
Поделиться: