Киевлянин Никита пришел в Киево-Печерскую лавру совсем юным и со свойственным возрасту максимализмом, приняв монашеский постриг, тут же решил уйти в затвор, хотя игумен предупреждал, что это опасно и одного юношеского энтузиазма для такого аскетического подвига мало.
Искушение подвигом
Житие святого, написанное в XII веке, повествует, как к проявившему непослушание и понадеявшемуся на свои силы иноку под видом ангела явился бес и предложил: «Ты не молись, а только читай и учи других, а я буду молиться вместо тебя».
А началось все с вполне благочестивого вроде бы стремления юноши к строгой подвижнической жизни. Игумен прямо сказал ему: «Желание твое выше сил». Но тот сделал по-своему: забаррикадировал дверь кельи и погрузился в молитву. И началось… Сперва он на молитве начал слышать голос – кто-то молился вместе с ним. Потом появилось ощущение благоухания. И наконец явился «ангел», настолько правдоподобный, что неопытный подвижник пал перед ним на колени. А подловивший Никиту бес тут же принялся «расширять плацдарм».
Никита стал пророчествовать, цитировал наизусть все книги Ветхого Завета, о нем заговорили в городе. Наконец слава об удивительном монахе достигла киевского князя Изяслава, которому Никита сообщил об убийстве князя Глеба Святославича (откуда узнал?!) и посоветовал послать его сына Святополка на княжение в Новгород.
Но братию монастыря тревожило, что никогда от брата Никиты не слышали они цитат из Евангелия. Пришлось общей молитвой отгонять от него беса. А когда их молитва была услышана, оказалось, что брат Никита вообще никогда не читал книг, которые раньше цитировал, и даже перестал понимать азбуку — пришлось его заново учить грамоте.
После этого Никита долгие годы провел в посте и молитве, упражняясь в послушании и смирении. Этот-то неромантический многолетний труд и привел его к такой высокой степени духовного совершенства, что в 1096 году Киевский митрополит Ефрем возвел его в епископский сан и назначил на Новгородскую кафедру.
В «Росписи, или Кратком летописце новгородских владык» Никита называется шестым Новгородским епископом.
«Бог всемогущ и премудр»
Скончался владыка Никита в 1108 году, к лику святых причислен в 1547-м на первом Макарьевском Соборе, а в 1558-м, как пишет в своих «Древностях Российского государства» (1849–1853) крупнейший российский специалист по художественной археологии Федор Солнцев, «при открытии святых мощей его найдено на нем облачение, сохранившееся нетленным в могиле, где оно лежало 450 лет… архиерейский посох… и железные вериги весом в 20 фунтов».
Тогда же, при открытии мощей, с сохранившегося нетленным лика святого был нарисован посмертный портрет и отправлен в Москву митрополиту Макарию, чтобы уточнить иконописную традицию. А сами мощи впоследствии покоились в новгородском Филипповском храме.
В «Достоверных повествованиях и pечах Петра Великого» Андрей Нартов, член первой Российской Академии наук, описывает такой случай:
«Генерал-фельдцейхмейстер граф Брюс… упражнялся в высоких науках и чрезъестественному не верил. Его величество, любопытствуя о разных в природе вещах, часто говаривал с ним о физических и метафизических явлениях. Между прочим был разговор о святых мощах, которые он отвергал. Государь, желая доказать ему нетление чрез Божескую благодать, взял с собою Брюса в Москву и в проезд чрез Новгород зашел с ним в соборную Софийскую церковь, в которой находятся разные мощи, и, показывая оные Брюсу, спрашивал о причине нетления их.
Но как Брюс относил сие к климату, к свойству земли, в которой прежде погребены были, к бальзамированию телес и к воздержной жизни и сухоядению или пощению, то Петр Великий, приступя наконец к мощам святого Никиты, apxиeпископа Новгородского, открыл их, поднял их из раки, посадил, развел руки и, паки сложив их, положил, потом спросил: “Что скажешь теперь, Яков Данилович? От чего сие происходит, что сгибы костей так движутся, якобы у живого, и не разрушаются, и что вид лица его, аки бы недавно скончавшегося?” Граф Брюс, увидя чудо сие, весьма дивился и в изумлении отвечал: “Не знаю сего, а ведаю то, что Бог всемогущ и премудр”.
На сие государь сказал ему: “Сему-то верю и я и вижу, что cветские науки далеко еще отстают от таинственного познания величества Творца, которого молю, да вразумит меня по духу. Телесное, Яков Данилович, так привязано к плотскому, что трудно из сего выдраться”».
Крестный путь святых мощей
В 1942 году фашисты угнали в Литву свыше трех тысяч новгородцев. А осенью того же года в литовский городок Векшни, куда их определили на поселение, немецкий эшелон привез пять серебряных рак с мощами новгородских святых. Настоятель местного православного храма, в который поместили святыни, архимандрит Алексий (Чернай) первый опознал раку святителя Никиты. Митрополит Литовский Сергий (Воскресенский) поручил ему открыть раки и поправить одеяния святых. Отец архимандрит потом вспоминал:
«После долгого путешествия святые в раках сдвинулись с места, и их надо было положить надлежащим образом. И поэтому сподобил меня, недостойного, Господь поднять святителя Никиту целиком, на моих руках, при помощи иеродиакона Илариона. Святитель был облачен в темно-малиновую бархатную фелонь, поверх которой лежал большой омофор кованной золотой парчи. Лик его был закрыт большим воздухом; на главе — потемневшая от времени золотая митра. Лик святителя замечателен; всецело сохранившиеся черты его лица выражают строгое спокойствие и вместе с тем кротость и смирение. Бороды почти не видно, только заметна редкая растительность на подбородке. Правая рука, благословляющая, сложена двуперстием — на ней ярко выделяется сильно потемневшее место от прикладывания в течение 400 лет. Дивен Бог во святых Своих!».
В 1947 году Патриарх Алексий I официально ходатайствовал о передаче в единственный открытый тогда храм Новгорода нетленных мощей святого Никиты Новгородского. Но только десять лет спустя, в 1957 году, под покровом ночи на грузовике мощи святителя были переправлены в Николо-Дворищенский собор на Ярославовом дворище. Однако вскоре, в годы хрущевских гонений, собор закрыли и передали музею. И в 1962 году единственная церковная община Новгорода перешла в церковь святого апостола Филиппа на Ильинской улице, где нетленные мощи святителя Никиты хранились до 1993 года, когда их крестным ходом торжественно перенесли в Софийский кафедральный собор и положили на то самое место, где они покоились столетиями.