Каждый христианин, в какой бы эпохе он ни жил, находится в живом общении с Христом. Однако у многих святых существовал еще и особый, непосредственный опыт богообщения. В жизнеописании некоторых из них рассказывается о явлениях им Христа, о том, что они лицом к лицу разговаривали с Господом. Как же Церковь относится к этому? Неужели она принимает на веру абсолютно все рассказы о подобных явлениях Христа? А если нет, по каким критериям оценивается истинность того или иного явления?
Не всякому верь
К любой информации о явлениях Христа Церковь относится осторожно, помня слова апостола Павла, что «сам сатана принимает вид Ангела света» (2-е Послание к Коринфянам, глава 11, стих 14). Хороший пример — житие святителя Никиты, епископа Новгородского. Будучи еще совсем молодым монахом, он не послушался совета своего духовного отца и, горя желанием увидеть Христа, уединился в затворе. Здесь в светлом образе ему явился сатана, которому Никита поклонился, приняв за Господа. Прельщенный затворник перестал совсем молиться и, видя постоянно молящегося беса, радовался, что ангел молится за него; сам же только и делал, что прилежно читал книги и поучал приходящих к нему, а по временам пророчествовал. Только благодаря молитвам духовного отца монах смог в итоге придти в себя, вернуться к Христу и в обитель, став в итоге епископом Новгородским и одним из почитаемых святых Православной Церкви.
Достойное недостоинство
Спаситель является людям, которые служили Ему всей своей жизнью, но при этом искренне считали себя недостойными этих явлений. Например, преподобный Паисий, более семидесяти лет проведший в египетской пустыне и один из немногих людей, названных Церковью «Великими», во время явления Спасителя произнес: «Христе Спасе, я раб Твой, и за что Ты, Владыка, оказываешь столь великую милость, что теперь Сам изволил снизойти к моему недостоинству?» Не возгордился Паисий и когда Христос произнес пророчество: «Видишь ли пустыню эту — как она велика и широка? Ради тебя я наполню ее постниками, которые будут прославлять имя Мое».
Содержание Откровения
Содержание Откровения, которое человек получает из уст Христа — самое главное, на что обращает внимание Церковь, когда слышит о том или ином явлении. В этом христиане руководствуются словами апостола Павла: «Если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал, 1:8). Поэтому если откровение противоречит Евангелию и учению Церкви, если человек заявляет, что он получил «третий завет», точную дату конца света и тому подобное, значит, человеку явился не Христос, а сатана в виде Ангела света....
Христос — рядом
В Евангелии красной нитью проходит мысль, что любовь к Христу должна выражаться, прежде всего, через любовь к ближнему. Та же мысль встречается в жизнеописании многих святых, например, в житии древнего святого — преподобного Псоя. Христос являлся ему четырнадцать раз. Однажды ученики попросили показать им Христа. Псой встал на молитву и получил откровение подняться вместе с ними на гору, где и обещал явиться Господь. Молодые ученики убежали вперед Преподобного и по дороге встретили старого калеку. Узнав, куда они идут, он попросился с ними, но получил отказ с мотивировкой, что он недостоин видеть Христа. Псой, шедший следом, пожалел старика, поднял его на плечи и понес на гору. Подходя к вершине, ученики увидели, что их учитель несет на плечах Самого Христа... Когда же преподобный Псой подошел совсем близко к ученикам, Господь стал невидим. На вопрос учеников, где Преподобный встретил Христа, тот ответил: «Не на горе Его надо искать, а в ближнем своем».
Где можно встретиться с Христом
В явлениях Христа святым сконцентрирован весь опыт и реальность присутствия Христа в Своей Церкви. Однако, как это ни парадоксально, встретиться с Ним можно всегда — в «своем ближнем». А прикоснуться к Нему можно ежедневно. Это происходит на главном христианском богослужении — Литургии — когда священник выходит к людям с Телом и Кровью воскресшего Христа...