Евангелиста Луки не было среди двенадцати апостолов, которых Господь Иисус Христос избрал, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь, и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов (Мк 3:14–15). По преданию, родом Лука был из сирийской Антиохии (современная Антакья на юге Турции). Из города, где впоследствии целый год пламенно проповедовали апостолы Павел и Варнава и где ученики… впервые стали называться Христианами (Деян 11:26). Лука познакомился с Павлом и сделался его постоянным спутником.
Но вот свидетелем евангельских событий Лука быть не мог. И даже с Самим Христом во время Его земной жизни, скорее всего, не встречался. Он был лично знаком со многими из апостолов, но не с Самим Господом. Недаром автор третьего Евангелия признается, что излагает всё так, как передали… тó бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова (Лк 1:2). Вряд ли эта оговорка понадобилась бы, будь Лука сам таким очевидцем.
А ведь Евангелие от Луки самое протяженное, и оригинального (не встречающегося у других евангелистов) материала в нем больше всего — по подсчетам автора «Церковной истории» Евсевия Кесарийского, около ¼ всего текста! Только у Луки мы находим, например, подробный рассказ о событиях, предшествовавших Рождеству Христову; уникальное (совершенно иное, чем у Матфея!) повествование о самом Рождестве; целую россыпь нигде не повторяющихся притч (о милосердном самарянине, о блудном сыне, о мытаре и фарисее, о богаче и Лазаре)... Только здесь есть важнейший эпизод с покаянием одного из разбойников, распятых около Спасителя. Наконец, из всех евангелистов один только Лука описывает Вознесение Христово...
И это при том, что Лука, судя по всему, не участвовал лично ни в одном из этих событий! Парадокс? Ничуть.
Дело в том, что Лука действовал как добросовестный историк, тщательно собиравший сведения о Христе и Его жизни из всех доступных ему источников. Из каких же?
Обратимся еще раз к самому началу его Евангелия: как передали нам тó бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова (Лк 1:2). Вот и ответ. О событиях земной жизни Иисуса Христа Лука узнавал из рассказов тех, кто видел Спасителя собственными глазами.
Что это были за люди? Прежде всего, конечно, ближайшие ученики Спасителя. Кроме того, из Евангелия от Луки очевидно, что ряд сведений он получил от Пресвятой Богородицы, Которая, как известно из церковного Предания, еще много лет после Вознесения Своего Сына жила в Иерусалиме и находилась на попечении апостола Иоанна. Ни от кого другого Лука не мог бы узнать ни о явлении Пречистой Деве Архангела Гавриила, известившего Ее о грядущем Рождестве Спасителя (Лк 1:26–38); ни о Ее встрече с Елисаветой, матерью Иоанна Предтечи (Лк 1:39–56); ни об обстоятельствах Рождества Христова (Лк 2:6–19); ни о том, как Иосиф и Мария с Младенцем Иисусом на руках встретили в Иерусалимском храме праведного Симеона (Лк 2:22–39); ни как однажды потеряли двенадцатилетнего Иисуса в Иерусалиме и затем нашли в храме (Лк 2:41–51)… Лука бывал в Иерусалиме неоднократно и, наверное, имел возможность видеться там с Девой Марией.
Сам Лука говорит, что им двигала цель по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать события земной жизни Господа (Лк 1:3). Он хотел выяснить максимум возможного, да еще и выстроить все события хронологически верно. Характерна точность, с которой он указывает дату начала описываемых им событий: В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее… (Лк 3:1).
Мы привыкли доверять тем сведениям, которые подтверждаются из многих источников. И кому-то свидетельства Луки, нигде более не встречающиеся, покажутся сомнительными. Но на самом деле за Лукой стоит множество живых свидетелей. Среди них могли быть и Иосиф Аримафейский, и Никодим, и начальник мытарей Закхей… Может быть, Лука не участвовал в описываемых событиях лично, но узнал о них больше, чем мог бы знать их участник. И поэтому мы ему доверяем.
Читайте также: