Великий покаянный канон Андрея Критского — один из самых известных поэтических молитвенных текстов Православной Церкви. Он ежегодно читается в храмах в течение первых четырех дней Великого поста. Структурно ничем не отличающийся от других произведений этого жанра, канон Андрея Критского довольно тяжел для понимания, особенно с первого раза. Он написан высоким стилем, наполнен метафорами и аллегориями. Обращаясь к своей душе, автор описывает ее состояние через образы Священного Писания, вспоминает случаи глубоких нравственных падений и духовных подвигов библейских героев, имена которых далеко не у всех на слуху. Кто есть кто в каноне Андрея Критского и где в Библии можно об этом почитать? Разбираемся по дням.

Песнь 1

В первой песни канона четверга преподобный Андрей отсылает читателя к притче о блудном сыне. У отца было два сына. Младший потребовал свою долю наследства и, получив его, ушел в дальнюю страну. Растратив вскоре все свое состояние, сын был вынужден наняться пасти свиней и был счастлив, если ему удавалось поесть то, что давали свиньям. Спустя некоторое время он раскаялся и решил вернуться в отчий дом. Он не надеялся на прощение, не претендовал на положение сына и просто хотел, чтобы отец принял его в число слуг. Но отец не просто радушно встретил сына, а еще и устроил пир в честь его возвращения. Преподобный Андрей сравнивает наследство, полученное сыном, с душевным богатством, которое он расточил в грехах и страстях. «Бога́тство душе́вное ижди́в грехо́м, пуст есмь доброде́телей благочести́вых, гла́дствуя же зову́: ми́лости пода́телю, Го́споди, спаси́ мя» (Расточив в грехе духовное богатство, я чужд святых добродетелей, но, испытывая голод, взываю: Источник милости, Господи, спаси меня).

Читать полностью отрывок из Библии

Еще сказал: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожка́ми, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся (Лк 15:11–32).

Свернуть

Песнь 2

Во второй песни преподобный Андрей, так же как и в каноне среды, рассказывает о грешнике Ламехе. Также святой Андрей вспоминает ветхозаветную историю о строительстве Вавилонской башни. Уже после Всемирного потопа потомки Ноя пришли в землю Сеннаар и, желая прославиться, начали строить башню высотою до небес. Но Бог, видя гордыню людей, разрушил их планы. Люди вдруг стали разговаривать на разных языках и перестали понимать друг друга. В итоге строительство остановилось, а люди постепенно рассеялись по всей земле. Андрей Критский сравнивает себя со строителями башни, которые хотели человеческой славы, пошли на поводу у своих страстей, но их замыслы были разрушены Богом. «Столп умудри́ла еси́ созда́ти, о душе́, и утвержде́ние водрузи́ти твои́ми похотьми́, а́ще не бы Зижди́тель удержа́л сове́ты твоя́ и низве́ргл на зе́млю ухищре́ния твоя́» (Ты умудрилась, душа, устроить столп и воздвигнуть твердыню своими вожделениями, но Творец обуздал замыслы твои и поверг на землю твои построения).

Читать полностью отрывок из Библии

На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли. И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город [и башню]. Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле (Быт 11:1–9).

Свернуть

Песнь 3

В одном из тропарей третьей песни преподобный Андрей пишет о «священнике Божьем». Речь идет о современнике Авраама Мелхиседеке. Он жил на месте, где впоследствии был построен город Иерусалим, вел праведную жизнь и известен тем, что однажды встретил Авраама и благословил его. В христианской традиции священник Мелхиседек стал прообразом Христа. Андрей Критский называет его «Христово подобие» и призывает подражать его праведности. «Свяще́нника Бо́жия, и царя́ уедине́на, Христо́во подо́бие в ми́ре жития́, в челове́цех подража́й» (Подражай священнику Божию и царю одинокому Мелхиседеку, образу жизни Христа среди людей в мире).

Читать полностью отрывок из Библии

И Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, — он был священник Бога Всевышнего… (Быт 14:18).

Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека (Пс 109:4).

Свернуть

Песнь 4

В четвертой песни повторяется тема мытаря и фарисея, которая уже затрагивалась в предыдущие дни. Преподобный Андрей, указывая на свои грехи, пишет, что сам сделал себя истуканом, исказив душу страстями. Он просит Господа принять его в покаянии, чтобы не сделаться «пищей для врага». «Не послу́шах гла́са Твоего́, преслу́шах писа́ние Твое́, Законополо́жника, но в покая́нии мя приими́ и в ра́зум призови́, да не бу́ду стяжа́ние ни бра́шно чужде́му, Спа́се, Сам мя уще́дри» (Не послушал я голоса Твоего, нарушил Писание Твое, Законодатель; но прими меня в покаянии и призови к познанию истины, чтобы не сделаться мне добычею и пищею врага; Сам, Ты, Спаситель, умилосердись надо мною).

Песнь 5

Один из евангельских сюжетов пятой песни — исцеление Христом слепорожденного. Эта история описана в Евангелии от Иоанна. Однажды Иисус вместе с учениками встретил некоего человека, слепого от рождения. Смешав глину со слюной, Христос помазал слепцу глаза, после чего отправил его умыться в Силоамской купальне. Слепой исполнил повеление и прозрел, что вызвало удивление и трепет в народе. Возрадовавшись, слепой стал рассказывать о чуде, случившимся с ним, и об Иисусе, который его исцелил. Фарисеи же начали негодовать, так как исцеление произошло в субботу — день, в который, согласно Моисееву закону, не подобало что-либо делать. Однако слепой, несмотря на критику, остался верен Христу, за что и был выгнан из синагоги. Позже, как сообщает евангелист, он исповедовал Христа как Сына Божия и Господа. Преподобный Андрей просит у Бога, чтобы его слезы стали подобны водам Силоама, умывшись которыми, он смог бы увидеть Господа. «Силоа́м да бу́дут ми сле́зы моя́, Влады́ко Го́споди, да умы́ю и аз зе́ницы се́рдца, и ви́жду Тя, у́мна Све́та преве́чна» (Силоамом да будут мне слезы мои, Владыко Господи, чтобы и мне омыть очи сердца и умственно созерцать Тебя, Предвечный Свет).

Читать полностью отрывок из Библии

И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви́! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии. Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Доколе Я в мире, Я свет миру. Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим. Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни? Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорил: это я. Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза? Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел. Тогда сказали ему: где Он? Он отвечал: не знаю. Повели сего бывшего слепца к фарисеям. А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи. Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу. Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря. Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк. Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего и спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит? Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым, а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спроси́те; пусть сам о себе скажет. Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги. Посему-то родители его и сказали: он в совершенных летах; самого спроси́те. Итак, вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник. Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу. Снова спросили его: что сделал Он с тобою? как отверз твои очи? Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками? Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики. Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он. Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего. Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон. Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия? Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему (Ин 9:1–38).

Свернуть

Песнь 6

В шестой песни преподобный Андрей сравнивает себя с потерянной драхмой, притчу о которой мы разбирали во второй песни вторника. Женщину, которая в поисках монеты зажгла в доме все светильники, автор сравнивает со Христом, а сами светильники — с Иоанном Предтечей. Христа он просит найти в нем запятнанный грехами образ Божий. «Аз есмь, Спа́се, ю́же погуби́л еси́ дре́вле ца́рскую дра́хму; но вжег свети́льник, Предте́чу Твоего́, Сло́ве, взыщи́ и обря́щи Твой о́браз» (Я — та драхма с царским изображением, которая с древности потеряна у Тебя, Спаситель, но, засветив светильник — Предтечу Своего, Слове, поищи и найди Свой образ).

Песнь 7

В седьмой песни упоминается царь Езекия — благочестивый правитель, который почитал Единого Бога и восстановил богослужение в Иерусалимском храме. Однажды Езекия заболел, и пророк Исаия предсказал ему скорую смерть. Это сильно опечалило царя, он горько заплакал и попросил у Господа дать ему еще время пожить. Всевышний услышал его молитвы и даровал ему еще 15 лет жизни. Преподобный Андрей сравнивает себя с Езекией, говоря, что дни его прошли как сон. Он просит продлить ему жизнь, и признает, что никто не сможет ему помочь кроме Самого Бога. «Исчезо́ша дни́и мои́, я́ко со́ние востаю́щаго; те́мже, я́ко Езеки́я, слезю́ на ло́жи мое́м, приложи́тися мне ле́том живота́. Но кий Иса́ия предста́нет тебе́, душе́, а́ще не всех Бог?» (Дни мои прошли как сновидение пробуждающегося; поэтому, подобно Езекии, я плачу на ложе моем, чтобы продлились годы жизни моей; но какой Исаия посетит тебя, душа, если не Бог всех?).

Читать полностью отрывок из Библии

В те дни Езекия заболел смертельно. И пришел к нему пророк Исаия, сын Амосов, и сказал ему: так говорит Господь: сделай завещание для дома твоего, ибо ты умрешь, не выздоровеешь. Тогда Езекия отворотился лицем к стене и молился Господу, говоря: «о, Господи! вспомни, что я ходил пред лицем Твоим верно и с преданным Тебе сердцем и делал угодное в очах Твоих». И заплакал Езекия сильно. И было слово Господне к Исаии, и сказано: пойди и скажи Езекии: так говорит Господь, Бог Давида, отца твоего: Я услышал молитву твою, увидел слезы твои, и вот, Я прибавлю к дням твоим пятнадцать лет (Ис 38:1–5).

Свернуть

Песнь 8

В восьмой песни приводится евангельская притча о заблудившейся овце. В ней говорится, что хороший пастух, потеряв одну из ста овец, оставит девяносто девять и пойдет искать ту, которая отбилась от стада. Подобно доброму пастырю, Христос печется о каждом грешнике и не оставляет его в беде. Преподобный Андрей просит у Господа найти его, заблудившегося в своих грехах человека. Также в этой песни есть отсылка к 118-му псалму, в котором царь Давид сравнивает себя с заблудившейся овцой и просит Бога ее найти. Преподобный Андрей, подобно псалмопевцу Давиду, молится, чтобы Господь его не оставил. «Пощади́, Спа́се, Твое́ созда́ние и взыщи́, я́ко Па́стырь, поги́бшее, предвари́ заблу́ждшаго, восхи́ти от во́лка, сотвори́ мя овча́ на па́стве Твои́х ове́ц» (Пощади, Спаситель, создание Свое и, как Пастырь, отыщи потерянного, возврати заблудшего, отними у волка и сделай меня агнцем на пастбище Твоих овец).

Читать полностью отрывок из Библии

Но Он сказал им следующую притчу: кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее? А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу. Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии (Лк 15:3–7).

Я заблудился, как овца потерянная: взыщи раба Твоего, ибо я заповедей Твоих не забыл (Пс 118:176).

Свернуть

Песнь 9

В девятой песни говорится о крестной Жертве Спасителя. Также преподобный Андрей пишет о стихийных явлениях, случившихся, как только Христос испустил дух: храмовая завеса разорвалась на две части, произошло землетрясение, камни распались, и многие мертвецы восстали из своих гробов. Эти события повергли в ужас сотника, стоявшего у распятия. Увидев происходящее, он уверовал во Христа, исповедовав его Сыном Божиим. Преподобный Андрея напоминает нам о страданиях Христа и о том, какой ценой были искуплены грехи человечества. «Тварь содрога́шеся, распина́ема Тя ви́дящи, го́ры и ка́мения стра́хом распада́хуся, и земля́ сотряса́шеся, и ад обнажа́шеся, и соомрача́шеся свет во дни, зря Тебе́, Иису́се, пригвожде́на ко Кресту́» (Тварь содрогалась, видя Тебя распинаемым, горы и камни от ужаса распадались, и колебалась земля, преисподняя пустела, и свет среди дня помрачался, взирая на Тебя, Иисус, плотию ко кресту пригвожденного).

Читать полностью отрывок из Библии

И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святой град и явились многим. Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий (Мф 27:51–54).

И завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу. Сотник, стоявший напротив Его, увидев, что Он, та́к возгласив, испустил дух, сказал: истинно Человек Сей был Сын Божий (Мк 15:38-39).

Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого: и померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине (Лк 23:44–45).

Свернуть

0
27
Сохранить
Поделиться: