Вопрос читателя: 

Добрый день!
Раньше в церковной и околоцерковной жизни существовали так называемые юродивые. Есть ли они сейчас, в чем состоит направление и цель их деятельности, где их можно увидеть. Если в настоящее время таких нет, возможно ли возрождение института этих людей (на современном уровне, естественно!)? Скажем, юродивый Николай при Троице-Сергиевской лавре.

 

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов: 

Кто такие юродивые и где они сегодня?Добрый день!

О юродивых у нас есть несколько материалов.

Что касается цели юродства, достаточно подробно об этом говорится в следующем материале:

"Юродивые в первую очередь стремились обрести подлинное смирение. А еще — бесстрастие (Oтцы Церкви считали это качество условием приобщения к подлинной Божьей любви и любви к ближнему). Они вели себя как безумные — и тем самым навлекали на себя презрение и насмешки со стороны окружающих, которые их оскорбляли и даже избивали. Все это они выносили терпеливо и кротко, без тени ненависти, они не проявляли ответной агрессии и не были злопамятными. Наоборот, они были признательны своим обидчикам, тем больше их любили и молились о них. Кроме того, физически они существовали в крайней бедности, ходили в тряпье даже в очень холодную погоду (а в жаркую иногда, наоборот, отыскивали и надевали побольше разной одежды!), очень мало ели и спали, жили на помойках (иногда буквально в куче навоза!). Терпение, смирение, беспристрастие (отложение попечений и печали о мире), бесстрастие — все это они обретали не только на уровне души, но и на уровне тела. Конечно, эти  добродетели христианин может обрести другим путем. Но путь юродства в этом смысле — самый радикальный: намного тяжелее оставаться смиренным, терпеливым и бесстрастным, когда тебя постоянно подвергают таким испытаниям. А еще тяжелee любить тех, кто тебя ненавидит: как в Евангелии говорит Христос и как потом повторяют многие Oтцы Церкви, нет никакой заслуги в том, что человек любит своих друзей. Критерий подлинности христианской любви — любовь к врагам" ("Христа ради «сумасшедшие»", читать далее). 

В интервью "Редкий подвиг, или что такое юродство" немного рассказывается об истории юродства, о том, когда оно возникло и почему после XVI века практически сошло на нет. Также есть немного и о его смысле и целях.

О тех же темах, но несколько с других ракурсов, мы делали интервью еще с одним специалистом: "Зачем юродивые взрывали общественный покой?". 

Что касается Вашего вопроса возрождении "института юродства", он выглядит несколько абсурдно, потому что никакого подобного института не было и быть не может. "У юродивых нет своей особой миссии — как некой предварительной установки, как чего-то, что можно было сформулировать a priori. Юродство не является особым церковным служением и отдельной институциeй Церкви. Это в большей степени дар отдельных личностей, которых Бог призвал именно к такому образу жизни. В этом смысле они чем-то сродни пророкам и часто близки им по духу. У юродивых нет какой бы то ни было заготовленной «программы» по выполнению в мире специальной функции. Вести такой образ жизни нужно в первую очередь им самим, для них это сугубо персональная форма аскезы. И как следствие такой аскезы, очищения от страстей, смирения и любви к ближнему юродивые обретают дары Святого Духа — как правило, редкую проницательность (прозорливость), а также дар пророчества и исцеления. И эти дары они ставят на службу ближним. Но это, скорее, следствие их образа жизни, а не его цель". Подробнее об этом - в материале Христа ради «сумасшедшие».

Читайте также номер "ФОМЫ", посвященный теме юродства: "Юродивые" 

Храни Вас Бог!

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

 

 

На заставке: Юродивый, фрагмент картины В. И. Сурикова "Боярыня Морозова" (1884-1887)

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
3
0
Сохранить
Поделиться: