Вопрос читателя:

Здравствуйте, батюшка! Кто написал молитвы перед началом чтения Псалтири, по окончании и после каждой кафизмы? Мне, как женщине, читать от мужского лица, или все-таки от женского? Спасибо.

Татьяна

Отвечает протоиерей Михаил Самохин:

Здравствуйте, Татьяна.

Молитвы перед началом чтения Псалтири представляют собой собрание молитвословий разных периодов и различного авторства, чаще всего анонимного. Абсолютно бесспорно в них авторство молитвы «Отче наш». Именно эта молитва, молитва Господня, по мнению специалистов, и была самой первой начальной молитвой.

Известный литургист Михаил Скабалланович в «Толковом Типиконе» пишет, что молитва «Царю Небесный» не известна богослужебному уставу Константинополя IX века, что позволяет с высокой степенью уверенности относить время ее появления к концу IX-X векам. Она заимствована в обычное начало из стихир службы Пятидесятницы. Проследить каким образом стихира сформировалась в самостоятельную молитву, не представляется возможным.

Трисвятое появилось в литургической жизни Константинополя в середине V века, на что указывает святитель Иоанн Златоуст. История этой молитвы известна по преданию XII века, в котором рассказано, что первую часть молитвы «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный» услышал мальчик, вознесенный на небо во время константинопольского землетрясения 438-439 годов. Народ во главе с патриархом, узнав о чуде тотчас стал воспевать эту молитву, добавляя «помилуй нас». Употребление Трисвятого торжественно закрепил Халкидонский собор 451 года. Когда-то вместо Трисвятого в состав обычного начала входило малое славословие, которое сейчас поется в начале утрени в составе всенощного бдения.

Первая же по древности после «Отче наш» часть обычного начала — малое славословие: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков аминь». Михаил Скабалланович указывает, что «первый пример полного славословия с поименованием всех лиц Св. Троицы находят в предсмертной молитве мч. Поликарпа: „чрез Которого (Иисуса Христа) Тебе с Ним и со Святым Духом слава…“ 1901. Точно так же мученические акты св. Игнатия Богоносца заканчиваются словами: „течение совершил во Христе Иисусе Господе нашем, чрез Которого и с Которым Отцу слава и могущество со Святым Духом во веки, аминь“. Подобным образом оканчиваются акты и др. мучеников II века».

Молитву «Пресвятая Троице..» в её древнейшем виде сохранила Коптская Церковь. Эфиопский часослов XIV века помещает её в середине вечерних молитв. Молитва «Приидите поклонимся…» не сформировалась окончательно в современном виде и к XIV веку.

Начало тропарей «Помилуй нас, Господи…» восходит к самой Псалтири (см. Пс. 122, 3), но они не состоят из её стихов.

Таким образом мы видим, что авторство молитв, кроме молитвы Господней, в лучшем случае предположительно, а чаще всего мы можем ограничиться обозначением того или иного периода написания молитвословия, опираясь на текстологические особенности и нюансы.

Молитвы, как Вы поняли, не являются частью Священного Писания. Поэтому при домашней молитве Вы можете читать их в женском роде. Во время общественного богослужения чтецы строго придерживаются текста.


Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
0
0
Сохранить
Поделиться: