Вопрос читателя:
Здравствуйте, батюшка! Кто написал молитвы перед началом чтения Псалтири, по окончании и после каждой кафизмы? Мне, как женщине, читать от мужского лица, или все-таки от женского? Спасибо.
Татьяна
Отвечает протоиерей Михаил Самохин:
Здравствуйте, Татьяна.
Молитвы перед началом чтения Псалтири представляют собой собрание молитвословий разных периодов и различного авторства, чаще всего анонимного. Абсолютно бесспорно в них авторство молитвы «Отче наш». Именно эта молитва, молитва Господня, по мнению специалистов, и была самой первой начальной молитвой.
Известный литургист Михаил Скабалланович в «Толковом Типиконе» пишет, что молитва «Царю Небесный» не известна богослужебному уставу Константинополя IX века, что позволяет с высокой степенью уверенности относить время ее появления к концу IX-X векам. Она заимствована в обычное начало из стихир службы Пятидесятницы. Проследить каким образом стихира сформировалась в самостоятельную молитву, не представляется возможным.
Трисвятое появилось в литургической жизни Константинополя в середине V века, на что указывает святитель Иоанн Златоуст. История этой молитвы известна по преданию XII века, в котором рассказано, что первую часть молитвы «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный» услышал мальчик, вознесенный на небо во время константинопольского землетрясения 438-439 годов. Народ во главе с патриархом, узнав о чуде тотчас стал воспевать эту молитву, добавляя «помилуй нас». Употребление Трисвятого торжественно закрепил Халкидонский собор 451 года. Когда-то вместо Трисвятого в состав обычного начала входило малое славословие, которое сейчас поется в начале утрени в составе всенощного бдения.
Первая же по древности после «Отче наш» часть обычного начала — малое славословие: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков аминь». Михаил Скабалланович указывает, что «первый пример полного славословия с поименованием всех лиц Св. Троицы находят в предсмертной молитве мч. Поликарпа: „чрез Которого (Иисуса Христа) Тебе с Ним и со Святым Духом слава…“ 1901. Точно так же мученические акты св. Игнатия Богоносца заканчиваются словами: „течение совершил во Христе Иисусе Господе нашем, чрез Которого и с Которым Отцу слава и могущество со Святым Духом во веки, аминь“. Подобным образом оканчиваются акты и др. мучеников II века».
Молитву «Пресвятая Троице..» в её древнейшем виде сохранила Коптская Церковь. Эфиопский часослов XIV века помещает её в середине вечерних молитв. Молитва «Приидите поклонимся…» не сформировалась окончательно в современном виде и к XIV веку.
Начало тропарей «Помилуй нас, Господи…» восходит к самой Псалтири (см. Пс. 122, 3), но они не состоят из её стихов.
Таким образом мы видим, что авторство молитв, кроме молитвы Господней, в лучшем случае предположительно, а чаще всего мы можем ограничиться обозначением того или иного периода написания молитвословия, опираясь на текстологические особенности и нюансы.
Молитвы, как Вы поняли, не являются частью Священного Писания. Поэтому при домашней молитве Вы можете читать их в женском роде. Во время общественного богослужения чтецы строго придерживаются текста.