Вопрос читателя:
Здравствуйте, батюшка. Когда читаю Евангелие, после всегда читаю толкование (Феофилакта Болгарского), а в случае с Апостолом так не получается (время). Подскажите, все-таки лучше читать толкование на Апостол (т.е. читать меньше глав в день, но с толкованием) или попускается без толкования? Заранее благодарю. Егор (Георгий) 15 лет.
Ответ священника:
Бог Вас да благословит, дорогой Георгий!
Толкования святых отцов, а также филологические или культурно-исторические комментарии служат тому, чтобы читатель лучше понимал текст Писания или, если без комментариев не понятно вообще ничего, понял хотя бы что-то.
Бывает, что человек, в силу ограниченности своего опыта или знания контекста, не видит какие-то глубинные смыслы текста или не может понять, почему автор пишет именно так. И в этих случаях комментарии помогают. Иными словами, даже в случаях, в которых, как кажется, все понятно, могут иметься некоторые скрытые от взора неопытного читателя смыслы.
Исходя из этого, нужно смотреть по себе: если Вам не все понятно в прочитанном тексте, я бы советовал заглянуть в комментарий. Если Вы читаете Апостол и чувствуете, что хотите именно с самим текстом больше побыть — побудьте, отложите на это время комментарий. А если нужно разобраться — я думаю, стоит все-таки изучить толкование.
Также вполне возможно и совершенно нормально читать толкования не сразу после текста, а отдельно от него — позже или на следующий день или вообще в любой день, когда вспомнится определенный момент из того же Апостола.
Если Вы читаете Апостол впервые, думаю, что лучше все-таки толкования читать, просто можно это делать в удобное время.
Помоги Вам Господь в благом деле изучения Писания!