Посетителям выставки в день ее открытия была дана возможность сначала не торопясь ознакомиться с удивительными фотографиями Валерия Близнюка, а потом поучаствовать в официальной части.
В адрес автора было сказано много искренних, добрых слов.
Искусствовед Нина Левидзе призналась, что выставка на нее произвела очень яркое впечатление:
- На эти фотографии невозможно смотреть со спокойным созерцанием, - сказала она. – Они вызывают острые чувства, задевают совесть. Нам всем должно быть понятно, что сохранившиеся монастыри – это величайшее памятники христианской культуры. А Высокие Дечаны – это памятник памятников, здесь росписи XIII – XIV веков производят впечатление только что написанных.
Выступая на официальной части мероприятия, автор снимков, Валерий Близнюк (на фото) сказал:
- Мне хотелось подчеркнуть надвременное в увиденном. Из Косово и Метохии я привез очень важное для меня ощущение богатства. Я остро прочувствовал, что христианские памятники Сербии – это всеобщее наследие. А если есть наследство, значит должны быть наследники. И я ощутил себя наследником этого великолепия. С багажом такой невероятной величины я стал по-другому ощущать себя как художник.
Комментируя для «Фомы» открытие выставки, Валерий Близнюк подчеркнул, что ему хотелось поделиться радостью от увиденного с каждым, кто посмотрит эти фотографии:
- Мне казалось, что я обладаю некой ценностью, и, как эгоист, пользуюсь ей один. Непреодолимое желание показать людям то, что я увидел, вылилось в эту выставку.
- Я надеюсь, что когда-то будет возможна публикация альбома фотографий по Косово и Метохии, потому что эти места совершенно неизвестны в мире. Я слежу за этой темой уже более 20 лет, и я не встречал ни одного альбома об этих памятниках, - рассказал он.
Монастырь Дечаны. Фрески алтарной апсиды. Роспись до 1350 года. |
Кресты у храма св. Петра в Расе. |
Притвор Патриархии в Пече. Вход в церковь св.Апостолов. |
Фрески восточной стены притвора. Мраморная водосвятная чаша XIV века. Дечаны. |