Неподготовленный зритель воспримет цветы на этих работах только как элементы декора, а ведь за ними скрыт глубокий смысл. Цветущие поляны здесь — настоящие хоралы в красках. Давайте вслушаемся в их «пение» вместе с искусствоведом, кандидатом культурологии Ириной Языковой, которая подготовила для Академии журнала «Фома» уникальную лекцию про символику цветов в произведениях искусства.

Смотрите полный вариант лекции Ирины Языковой в Академии журнала «Фома»:

В Библии рай напрямую называется садом: И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его (Быт 2:15). Поэтому ассоциация с цветами как образом рая была и в византийской культуре. Растения встречаются в мозаиках, на иконах, украшают рукописи. Это не обычные земные цветы, а небесные, невиданные. Византийское искусство избегало натурализма, поэтому цветы изображали не конкретно, а обобщенно. Хотя в некоторых мозаиках Равенны исследователи находят мальву. В первохристианские времена она символизировала хлеб Причастия, потому что в сердцевине виден крест, а ее лепестки алого цвета.

Что цветы говорят о Боге. Символы, сокрытые на шедеврах мировой живописи
Мозаика. VI век. Базилика Сан-Витале, Равенна. Фото: Isatz / Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0

Варварская Европа до Карла Великого цветов не знала. Хотя растительные орнаменты встречаются в искусстве древнегерманского племени лангобардов и других варварских народов, но цветы и плоды изображаются схематично. Это не конкретные растения, а символы цветения жизни. Более узнаваем в этих орнаментах только виноград, символ Евхаристии.

Все изменилось в VIII веке, когда во время похода в Испанию император Карл Великий увидел мавританские сады, которые поразили его воображение. Они предназначались для отдыха, размышлений и созерцания. Сильные впечатления создавались за счет благоухающих растений и водных композиций — фонтанов, ручейков, каскадов. В восточных садах император увидел образ Царства Небесного на земле. Декретом 795 года Карл повелел разбивать сады в замках и монастырях, сажать лекарственные растения, овощи, фрукты и цветы, которые видом и ароматом должны были напоминать о рае.

Цветоводство в Средние века становится важным занятием монахов. При монастырях разбиваются сады. После Крестовых походов они появляются и в замках. Центральное место отводится растениям с христианской символикой.

Насколько вы внимательны к деталям великих картин?

Улыбка Моны Лизы, черный квадрат, плавящиеся часы Дали. Эти шедевры видел каждый. Но только внимательные зрители расшифруют смыслы деталей на известных картинах. Проверьте эрудицию в нашей викторине!

Начать викторину
1. Какое дерево изображено на картине Сандро Боттичелли «Весна»:
а) оливковое;
б) вишневое;
в) апельсиновое.
в). Апельсиновое дерево. Его выбор не случаен. Во-первых, это вечнозеленое растение, поэтому оно ассоциируется с вечной жизнью. Во-вторых, в христианских сюжетах апельсиновые деревья обозначали добродетель и целомудрие Девы Марии. В-третьих, апельсиновые плоды напоминают шары с герба Медичи. А как известно, Лоренцо Медичи был заказчиком картины.
в). Апельсиновое дерево. Его выбор не случаен. Во-первых, это вечнозеленое растение, поэтому оно ассоциируется с вечной жизнью. Во-вторых, в христианских сюжетах апельсиновые деревья обозначали добродетель и целомудрие Девы Марии. В-третьих, апельсиновые плоды напоминают шары с герба Медичи. А как известно, Лоренцо Медичи был заказчиком картины.
Апельсиновое дерево. Его выбор не случаен. Во-первых, это вечнозеленое растение, поэтому оно ассоциируется с вечной жизнью. Во-вторых, в христианских сюжетах апельсиновые деревья обозначали добродетель и целомудрие Девы Марии. В-третьих, апельсиновые плоды напоминают шары с герба Медичи. А как известно, Лоренцо Медичи был заказчиком картины.
Все говорят об улыбке Моны Лизы, а мы обратим внимание на руки. Почему она держит их скрещенными:
а) чувствует себя неуютно перед художником;
б) находится в положении;
в) у нее были длинные руки, поэтому художник их так расположил.
Некоторые исследователи придерживаются версии, что руки Моны Лизы на картине скрещены, потому что она беременна. В 2006 году ученые из Канады нашли подтверждение этой теории. Они провели лазерное и инфракрасное сканирование, чтобы создать трехмерное изображение. Обнаружилось, что изначально на плечах у Моны Лизы была тонкая вуаль, которая называется гарнелло. Такое покрывало в Италии XVI века носили беременные или только что разрешившиеся от бремени женщины.
Некоторые исследователи придерживаются версии, что руки Моны Лизы на картине скрещены, потому что она беременна. В 2006 году ученые из Канады нашли подтверждение этой теории. Они провели лазерное и инфракрасное сканирование, чтобы создать трехмерное изображение. Обнаружилось, что изначально на плечах у Моны Лизы была тонкая вуаль, которая называется гарнелло. Такое покрывало в Италии XVI века носили беременные или только что разрешившиеся от бремени женщины.
Некоторые исследователи придерживаются версии, что руки Моны Лизы на картине скрещены, потому что она беременна. В 2006 году ученые из Канады нашли подтверждение этой теории. Они провели лазерное и инфракрасное сканирование, чтобы создать трехмерное изображение. Обнаружилось, что изначально на плечах у Моны Лизы была тонкая вуаль, которая называется гарнелло. Такое покрывало в Италии XVI века носили беременные или только что разрешившиеся от бремени женщины.
3. На фреске Микеланджело «Сотворение Адама» изображен момент чуда. Бог протягивает к Адаму правую руку, чтобы вдохнуть в него жизнь. А левой рукой Бог обнимает:
а) душу Адама;
б) ангела;
в) Еву.
По одной из версий, женщина, которая находится под рукой Бога — Ева. Она только ожидает своего создания, поэтому находится пока вместе с Творцом. Ученый Деивис Кампос заметил, что Микеланджело изобразил Адама с дополнительным ребром, которое отсылает к сюжету о сотворении первой женщины: И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку (Быт 2:22).
По одной из версий, женщина, которая находится под рукой Бога — Ева. Она только ожидает своего создания, поэтому находится пока вместе с Творцом. Ученый Деивис Кампос заметил, что Микеланджело изобразил Адама с дополнительным ребром, которое отсылает к сюжету о сотворении первой женщины: И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку (Быт 2:22).
По одной из версий, женщина, которая находится под рукой Бога — Ева. Она только ожидает своего создания, поэтому находится пока вместе с Творцом. Ученый Деивис Кампос заметил, что Микеланджело изобразил Адама с дополнительным ребром, которое отсылает к сюжету о сотворении первой женщины: И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку (Быт 2:22).
Обратите внимание на сережку девушки с картины Яна Вермеера. Драгоценный камень, изображенный художником:
а) бриллиант;
б) жемчуг;
в) камень неизвестен.
Камень неизвестен. Название картины «Девушка с жемчужной сережкой» появилось через много лет после смерти Яна Вермеера. Поэтому исследователи сомневаются, изображена ли на картине жемчужная сережка. Подозрения вызывает и размер украшения. В то время крупный жемчуг был редкостью, его могли приобрести только состоятельные люди. Возможно, на девушке украшение из венецианского стекла или перламутра.
Камень неизвестен. Название картины «Девушка с жемчужной сережкой» появилось через много лет после смерти Яна Вермеера. Поэтому исследователи сомневаются, изображена ли на картине жемчужная сережка. Подозрения вызывает и размер украшения. В то время крупный жемчуг был редкостью, его могли приобрести только состоятельные люди. Возможно, на девушке украшение из венецианского стекла или перламутра.
Камень неизвестен. Название картины «Девушка с жемчужной сережкой» появилось через много лет после смерти Яна Вермеера. Поэтому исследователи сомневаются, изображена ли на картине жемчужная сережка. Подозрения вызывает и размер украшения. В то время крупный жемчуг был редкостью, его могли приобрести только состоятельные люди. Возможно, на девушке украшение из венецианского стекла или перламутра.
«Сикстинская Мадонна» Рафаэля останавливает на себе взгляд. Но давайте обратимся к деталям. Слева от Мадонны находится святой мученик Папа Римский Сикст II. Между тем его тиара спрятана в левом углу полотна. Почему он снял головной убор:
а) в знак почтения перед Мадонной;
б) тиара мала и жмет;
в) он хочет передать тиару Мадонне.
Мученик снял тиару в знак почтения перед Мадонной. Полотно было заказано художнику для монастырского храма в честь святого Папы Римского Сикста II. Отсюда и название — «Сикстинская». Заказчик — Папа Юлий II. Он приходился племянником одному из своих предшественников на римском престоле, Папе Сиксту IV. Тот, в свою очередь, позаимствовал имя у христианского мученика III века.
Мученик снял тиару в знак почтения перед Мадонной. Полотно было заказано художнику для монастырского храма в честь святого Папы Римского Сикста II. Отсюда и название — «Сикстинская». Заказчик — Папа Юлий II. Он приходился племянником одному из своих предшественников на римском престоле, Папе Сиксту IV. Тот, в свою очередь, позаимствовал имя у христианского мученика III века.
Мученик снял тиару в знак почтения перед Мадонной. Полотно было заказано художнику для монастырского храма в честь святого Папы Римского Сикста II. Отсюда и название — «Сикстинская». Заказчик — Папа Юлий II. Он приходился племянником одному из своих предшественников на римском престоле, Папе Сиксту IV. Тот, в свою очередь, позаимствовал имя у христианского мученика III века.
6. Картины Сальвадора Дали с трудом поддаются расшифровке (сам художник признавался, что не всегда понимал смысл своих работ). Исключение — его знаменитое «Постоянство памяти». Плавящиеся часы означают:
а) линейность времени;
б) плавленый сыр;
в) нелинейность времени.
Плавящиеся, или мягкие, часы символизируют нелинейность времени. Сальвадор Дали говорил, что при написании часов он думал о словах древнегреческого философа Гераклита «Всё течет, всё меняется». А про сыр мы упомянули неспроста. Образ утекающего времени пришел к Дали после ужина, когда он увидел тающий камамбер. «Свое преклонение перед связкой “пространство — время” я смог выразить благодаря сыру, паранойя-критическому камамберу, растаявшему и меланхолично растекшемуся, но не ставшему из-за этого менее аппетитным», — говорил художник.
Плавящиеся, или мягкие, часы символизируют нелинейность времени. Сальвадор Дали говорил, что при написании часов он думал о словах древнегреческого философа Гераклита «Всё течет, всё меняется». А про сыр мы упомянули неспроста. Образ утекающего времени пришел к Дали после ужина, когда он увидел тающий камамбер. «Свое преклонение перед связкой “пространство — время” я смог выразить благодаря сыру, паранойя-критическому камамберу, растаявшему и меланхолично растекшемуся, но не ставшему из-за этого менее аппетитным», — говорил художник.
Плавящиеся, или мягкие, часы символизируют нелинейность времени. Сальвадор Дали говорил, что при написании часов он думал о словах древнегреческого философа Гераклита «Всё течет, всё меняется». А про сыр мы упомянули неспроста. Образ утекающего времени пришел к Дали после ужина, когда он увидел тающий камамбер. «Свое преклонение перед связкой “пространство — время” я смог выразить благодаря сыру, паранойя-критическому камамберу, растаявшему и меланхолично растекшемуся, но не ставшему из-за этого менее аппетитным», — говорил художник.
На переднем плане картины Ван Гога «Звездная ночь» — очертания дерева. Это:
а) кедр;
б) тутовое дерево;
в) кипарис.
Это кипарис. В древности дерево символизировало смерть и скорбь. Его использовали в похоронных культах, сажали на кладбищах. В раннехристианском искусстве кипарис ассоциируется с надеждой на вечную жизнь. Пирамидальная форма дерева напоминает свечу. На картине кипарис буквально взвивается к звездам и соединяет небо и землю.
Это кипарис. В древности дерево символизировало смерть и скорбь. Его использовали в похоронных культах, сажали на кладбищах. В раннехристианском искусстве кипарис ассоциируется с надеждой на вечную жизнь. Пирамидальная форма дерева напоминает свечу. На картине кипарис буквально взвивается к звездам и соединяет небо и землю.
Это кипарис. В древности дерево символизировало смерть и скорбь. Его использовали в похоронных культах, сажали на кладбищах. В раннехристианском искусстве кипарис ассоциируется с надеждой на вечную жизнь. Пирамидальная форма дерева напоминает свечу. На картине кипарис буквально взвивается к звездам и соединяет небо и землю.

Надеемся, результат вас не расстроит, а замотивирует встроить посещение музеев и выставок в свой досуг. Ведь бродить по залам и подмечать любопытные детали на картинах — ни с чем не сравнимый вид удовольствия! Поскольку не все места находятся в шаговой доступности, предлагаем исправить ситуацию виртуальным путешествием по шедеврам мировой живописи с курсом Академии журнала «Фома»

Поделиться результатом:

Вы неравнодушны к искусству, но всегда есть куда расти. Предлагаем пополнить багаж знаний в курсе Академии журнала «Фома». Это восемь захватывающих лекций с искусствоведом, в которых без сложных терминов разбираем важные и удивительные факты из творчества русских и зарубежных художников.

Поделиться результатом:

Великолепно! Шедевры Возрождения, живопись нидерландских художников и даже картины Дали знакомы вам не понаслышке. Но уверены, вас приятно удивит курс Академии журнала «Фома», где мы разбираем историю мировой живописи — от наскальных рисунков до современных перформансов. Переходите по ссылке: academy.foma.ru

Поделиться результатом:
Пройти ещё раз

С этого времени богословы начинают ассоциировать растения с Девой Марией, Христом, святыми. Сохранилось описание монастырского сада в Германии из средневекового манускрипта. Среди растений автор выделяет розу как символ пролитой крови мучеников и лилию — символ веры.

Человек Средневековья мыслил иначе, чем мы. Любые явления и предметы он толковал символически. Мир воспринимался как книга, которая повествует о мудрости Творца. Поэтому даже такое малое творение, как растение, помогало познавать Бога и Его замысел о мире.

В «Житии святого Франциска Ассизского», которое в XIII веке составил итальянский писатель Фома Челанский, говорится: «После обращения глаза его открылись, словно у неграмотного, научившегося читать. Теперь на всем он видел печать Бога — Создателя и Спасителя: кусок дерева означал для него крест, камень — Иисуса Христа, названного в Писании краеугольным камнем, цветы — тоже Господа нашего, называемого лилией долин... солнце напоминало ему о Боге, оно было символом истины». Сборник историй о Франциске получил название «Цветочки». Да и сам Франциск в своих гимнах выражал восторг перед Творцом и Его творением:

Хвала Тебе, Господь мой, от нашей матери-земли,

Она питает нас и нами руководит,

И порождает нам плодов такое множество,

Цветы дает нам красивые и травы.

В Средневековье многие цветы были известны под латинскими именами из сочинений античных авторов, прежде всего древнегреческого врача и ботаника I века Педания Диоскорида. Со временем цветы получили новые названия, связанные с христианством. Примулу, поскольку ее соцветие напоминает связку ключей, называли «ключами святого Петра». Другое наименование — «пасхальная свеча», потому что время ее цветения часто совпадало с Пасхой. Колокольчики называли «лилией святого Иосифа», «Вифлеемской звездой» или «короной Девы Марии». Мак — «пуговицами Девы Марии», а бегонию — «сердцем Иисуса» и «Божественным оком». Вьющийся клематис — «волосами Христа» или «бородой Бога», календулу или ноготки — «пальчиками Девы Марии» и даже «салатом всех святых». Уподобления множились до бесконечности.

Символическое значение приписывалось цветам по созвучию с названием, по ассоциации с формой, цветом. Белые цветы означали чистоту и непорочность. Красные — Страсти Христовы, кровь святых. Цветы синих, фиолетовых оттенков — колокольчики, васильки, фиалки, ирисы, незабудки — напоминали о цвете неба. Цветы с тройной формой листьев или лепестков ассоциировались с Троицей. Например, цветы земляники и маргариток соотносились по форме листьев, анютины глазки — по расположению лепестков.

Что цветы говорят о Боге. Символы, сокрытые на шедеврах мировой живописи
Мистическое Рождество. Фра Филиппо Липпи. Около 1459. Картинная галерея, Берлин

У художников XV века периода Кватроченто (Раннего Возрождения) цветы зацветают даже в сценах Рождества. На картине Филиппо Липпи «Мистическое Рождество» (около 1459) Дева Мария изображена в молитвенном предстоянии перед Христом. Младенец лежит на земле, усеянной ковром из трав и цветов. Хотя считается, что Христос родился зимой, цветущая земля символизирует радость природы по поводу рождения Христа и становится прообразом грядущего Царства Божия для человечества.

Что цветы говорят о Боге. Символы, сокрытые на шедеврах мировой живописи
Поклонение Агнцу Божьему. Гентский алтарь (фрагмент). Ян ван Эйк, Губерт ван Эйк. 1432. Собор Святого Бавона, Гент

Цветы встречаются в картинах с изображением рая. Он предстает страной изобилия с богатой растительностью. В этом саду царит вечное лето, а человек и животные живут в гармонии. Такой рай представлен в центральной части «Гентского алтаря» (1432) кисти нидерландских живописцев XIV–XV веков, братьев Яна и Губерта ван Эйков. В прекрасном саду святые поклоняются Христу-агнцу, Который стоит на алтаре.

Отдельные цветы

Лилия

В Песни Песней невеста говорит: Я нарцисс Саронский, лилия долин! (Песн 2:1). Эти цветы символизируют не только красоту, но и смирение Суламиты перед возлюбленным. Упоминание лилии есть в Евангелии: Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, кáк всякая из них (Мф 6:28–29).

Лилия была любимицей древних властителей и императоров. В христианстве она становится символом чистоты и непорочности Девы Марии. Поэтому в европейском искусстве этот цветок — неизменный атрибут сцен Благовещения.

Что цветы говорят о Боге. Символы, сокрытые на шедеврах мировой живописи
Благовещение. Симоне Мартини, Липпо Мемми. 1333. Уффици, Флоренция

Обычно лилию изображают в руках архангела Гавриила. Такой образ мы встречаем у итальянских художников Возрождения — Сандро Боттичелли, Филиппо Липпи, Леонардо да Винчи. Но в ранних работах ангел держит оливковую ветвь — распространенный с античности знак доброй вести. В триптихе итальянского живописца Симоне Мартини (1333) ветвь напоминает терний. А терний, как известно, может ранить колючками. Своим видом растение напоминает, что Благовещение — весть не только радостная, она предвещает и страдания Христа. Об этом свидетельствует и лилия, листья которой тоже напоминают шипы.

Что цветы говорят о Боге. Символы, сокрытые на шедеврах мировой живописи
Благовещение. Данте Габриэль Россетти. 1850. Британская галерея Тейт, Лондон

Художник XIX века, один из лидеров прерафаэлитов, Данте Габриэль Россетти, придал лилии новый смысл. На картине «Благовещение» (1850) Мария как бы отшатывается от ангела с цветком. Лилия здесь означает не только чистоту и непорочность, но символизирует будущие страдания Богоматери. О них напоминает и вышивка на ткацком станке — белая лилия на красной ленте.

Что цветы говорят о Боге. Символы, сокрытые на шедеврах мировой живописи
Благовещение. Беатрис Эмма Парсонс. 1899. Галерея Maas, Лондон

Необычна сцена Благовещения у британской художницы рубежа XIX–ХХ веков Беатрис Эммы Парсонс. Если бы не сад с лилиями и розами, мы бы не сразу догадались, что происходит. Архангел Гавриил изображен юношей. Вокруг его головы светящийся ореол, который сливается с закатом. Дева Мария ничем не отличается от обычной девушки. И только символика цветов подсказывает, что перед нами Благовещение.

Роза

Интересно, что первые христиане при виде розы не испытывали радостных чувств — они воспринимали ее как вестник смерти, потому что роза ассоциировалась с порочным Римом: там цветок посвящался Венере-Урании — богине возвышенной любви и брака. Позже роза стала символом роскоши и разврата, потому что относилась к Венере-Пандемос — богине чувственной любви.

Христианский богослов II–III веков Тертуллиан написал послание против употребления венков из роз, а учитель древней Церкви святой Климент Александрийский почитал грехом увенчивать голову розовым венком.

Но пройдут столетия и все изменится. В Средние века роза стала восприниматься как цветок Девы Марии, который соединяет в себе красоту и страдания. Соседство нежных лепестков с шипами напоминает о терновом венце Спасителя и мучении Богородицы, чей Сын был распят.

Что цветы говорят о Боге. Символы, сокрытые на шедеврах мировой живописи
Мадонна в Розовом саду. Стефано де Верона. Около 1420–1435. Музей Кастельвеккьо, Верона

В европейском искусстве было популярным изображение Девы Марии в беседке из роз. Такой образ встречается на картине «Мадонна в Розовом саду» итальянского художника XV века Стефано де Верона (около 1420–1435). Райский сад с ангелами, святыми, диковинными птицами и цветами напоминает яркий гобелен.

Что цветы говорят о Боге. Символы, сокрытые на шедеврах мировой живописи
Мадонна в беседке из роз. Стефан Лохнер. Около 1440−1442. Музей Вальрафа-Рихарца, Кельн

Мадонна в беседке из роз. Стефан Лохнер. Около 1440−1442. Музей Вальрафа-Рихарца, Кельн

Сюжет с розами полюбился немецким живописцам в эпоху интернациональной готики (XIV–XV века). Сад символизировал рай, который человечество обретает через крестную жертву Спасителя. Розы и другие цветочные метафоры, связанные с Богородицей и Христом, были заимствованы из библейской Книги Песни песней.

Что цветы говорят о Боге. Символы, сокрытые на шедеврах мировой живописи
Мадонна в розарии. Мадридская школа

С розами связано и название католических четок в европейских языках — rosary, le rosaire — розарий, венок из роз. По средневековой легенде, Богородица собрала бутоны роз, слетавшие с губ молодого монаха, когда он повторял молитву в честь Святой Марии. Богоматерь сплела из них гирлянду, которой увенчала свою голову.

В XVI веке в Европе был официально принят праздник четок, или венков из роз. Хотя возник он гораздо раньше. По легенде, в 1214 году святому Доминику явилась Богоматерь — так появилось братство четок. Молящиеся воспринимали белые бусины как розы, которые символизировали невинность Богородицы, а красные бусины как кровь Спасителя, пролитую за человечество.

Что цветы говорят о Боге. Символы, сокрытые на шедеврах мировой живописи
Праздник венков из роз. Альбрехт Дюрер. 1506. Национальная галерея, Прага

Праздник венков из роз изображен на картине немецкого художника Альбрехта Дюрера (1506). Мадонна сидит на троне, ангелы держат над ней корону. Ангелы-путти (от итал. putti — амуры, ангелочки) несут венки из роз, которыми увенчивают окружающих.

Что цветы говорят о Боге. Символы, сокрытые на шедеврах мировой живописи
Святая Касильда. Франсиско де Сурбаран. 1635. Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид

В христианском искусстве роза соотносилась не только с Девой Марией. Цветок символизировал также добрые дела святых. Например, на картине испанского художника XVII века Франсиско де Сурбарана святая Касильда держит корзину с розами. Согласно житию, она была дочерью правителя и помогала бедным едой. Однажды ее остановил отец и приказал показать, что она несет. Когда Касильда развернула подол, в нем оказались розы. Сюжет с цветами встречается в житиях святых Доротеи и Елизаветы Венгерской. Кстати, последняя была покровительницей великой княгини Елизаветы Федоровны, которая в юности вдохновилась подвигами венгерской святой и посвятила жизнь помощи обездоленным.

Гвоздика

Что цветы говорят о Боге. Символы, сокрытые на шедеврах мировой живописи
Мадонна с гвоздиками. Рафаэль Санти. 1507. Национальная галерея, Лондон

Цветок означает и рай, и крестные страдания, и любовь. По средневековой легенде, Мария заплакала, когда увидела несущего крест Иисуса. На месте, куда упали слезы Богоматери, выросли гвозди́ки, поэтому цветок — еще и символ материнской любви. 

В русском языке гвоздика созвучна со словом гвоздь. Гвоздями прибивали Спасителя ко Кресту, что символически связывает гвоздику со страданиями Христа. В европейских языках такой параллели не возникает, но крестоцентрический рисунок цветка также служит напоминанием о Голгофском Кресте.

Что цветы говорят о Боге. Символы, сокрытые на шедеврах мировой живописи
Мадонна с гвоздикой. Альбрехт Дюрер. 1516. Старая Пинакотека, Мюнхен

На полотне Альбрехта Дюрера Богоматерь держит в руках гвоздику, а Христос — яблоко. Средневековый человек легко считывал послание картины: яблоко означает грехопадение. Хотя в Библии плод, который вкусили первые люди по наущению дьявола, и не назван, в культуре его образ закрепился именно в виде яблока. Гвоздика — символ страданий, указывает, чем исправляется грехопадение. Крестные муки Спасителя искупают первородный грех.

Водосбор

В научном языке водосбор называется аквилегией (Aquilegia), от латинского aqua — вода. Он похож на колокольчик, но имеет более сложную форму. В замкнутых впадинах его лепестков задерживается вода.

Водосбор, чьи лепестки напоминают голубя, считался символом Святого Духа. Его трехчастные листья и стебель с тремя цветками напоминали о добродетелях веры, надежды, любви. Темно-синий цвет аквилегии гармонировал с одеянием Богородицы, поэтому водосборы нередко изображались в сценах Благовещения и Рождества.

Что цветы говорят о Боге. Символы, сокрытые на шедеврах мировой живописи
Мадонна с Младенцем и аквилегиями. Леонардо да Винчи. Около 1498. Музей искусств, Денвер

Этот цветок символизирует еще слезы и страдания, потому что в нем задерживается вода, которая каплями стекает на землю. В таком прочтении мы встречаем его на полотне Леонардо да Винчи «Мадонна с Младенцем и аквилегиями» (около 1498). Младенец Христос тянется к вазе с синими цветами водосбора, которые напоминают о будущих страданиях Спасителя.

Букеты

В позднем Средневековье и раннем Возрождении цветы объединяются в букеты, которые тоже передают зрителю символическое послание.

Что цветы говорят о Боге. Символы, сокрытые на шедеврах мировой живописи
Благовещение. Мастер Благовещения из Экса. 1443−1445. Церковь Сен-Мари-Мадлен, Экс-ан-Прованс

На картине анонимного французского художника, известного как Мастер Благовещения из Экса, на переднем плане — букет. Это и предмет интерьера, и вместилище символов — «букет добродетелей Девы Марии». Красная роза означает красоту и жертвенность, лилия — чистоту и девственность, ирис — мудрость и страдание.

Что цветы говорят о Боге. Символы, сокрытые на шедеврах мировой живописи
Алтарь Портинари. Гуго ван дер Гус. 1477−1478. Уффици, Флоренция

Что цветы говорят о Боге. Символы, сокрытые на шедеврах мировой живописи
Алтарь Портинари (фрагмент). Гуго ван дер Гус. 1477−1478. Уффици, Флоренция

Букет встречается даже в сценах Рождества. Например, на центральной части триптиха «Алтарь Портинари» (1477–1478) нидерландского живописца Гуго ван дер Гуса, в сцене Поклонения пастухов. На переднем плане в фаянсовой вазе — два букета с белыми и синими ирисами, желтыми лилиями, синими аквилегиями, розовыми гвоздиками. Несмотря на красоту, они вносят грустную ноту в радостное событие Рождества. Букеты намекают на грядущие страдания Христа, но одновременно и на Его победу, потому что цветы ассоциируются с раем.

Что цветы говорят о Боге. Символы, сокрытые на шедеврах мировой живописи
Цветы в кувшине. Ханс Мемлинг. Около 1485. Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид

Первый букет как самостоятельный цветочный натюрморт написал нидерландский художник Ханс Мемлинг на обороте триптиха. Центральную створку с изображением Марии с Младенцем обрамляли портреты четы донаторов (то есть жертвователей). В закрытом виде на створке перед молящимся представала не религиозная фигура, а ее символ в виде изящного цветочного натюрморта. В нише на персидском ковре, покрывающем стол (а скорее алтарь), Мемлинг изобразил фаянсовую вазу с монограммой Христа (HIS) с букетом из лилий, ирисов и аквилегий. Ниша — знак сакрального пространства. Ваза, как указывает монограмма, символизирует Христа, который есть «сосуд жизни вечной». Лилия говорит о чистоте, ирис — о страдании, аквилегия — о слезах, а вся композиция — о победе жизни над смертью.

Что цветы говорят о Боге. Символы, сокрытые на шедеврах мировой живописи
Гирлянда с Мадонной, младенцем Христом и двумя ангелами. Ян Брейгель Старший. Около 1620. Музей Прадо, Мадрид

У Яна Брейгеля Старшего Дева Мария предстает в обрамлении пышной гирлянды, изобилующей розами, маками, гвоздиками, ландышами, тюльпанами. Цветы напоминают о рае и передают благодать, которой окружена Богородица. Позже такими полотнами вдохновились русские иконописцы XVII–XVIII веков, когда изображали образ Богоматери «Неувядаемый Цвет».

Что цветы говорят о Боге. Символы, сокрытые на шедеврах мировой живописи
Цветы в стеклянной вазе, распятие и череп. Ян Давидс де Хем. 1630-е. Старая Пинакотека, Мюнхен

В XVII веке появляется особый жанр натюрморта — ванитас. Термин восходит к стиху из книги Екклесиаста: Суета сует, — всё суета! (Еккл 1:2) (лат. — Vanitas vanitatum omnia vanitas). Такие композиции напоминают о бренности жизни. На картине нидерландского художника Яна Давидса де Хема «Цветы в стеклянной вазе» доминируют алые маки и белые гвоздики. Мак свидетельствует о скоротечности живой красоты, его скрытые семена — о смерти и забвении. Белая гвоздика символизирует чистую христианскую жизнь. Цветы в искусстве Нового времени напоминают, что мирская слава и блага земной жизни эфемерны. Они ярко «цветут», но быстро увядают. Однако хлебный колос вносит нотку надежды. Это отсылка к хлебу Причастия и Воскресению, а также к образу зерна из Евангелия, которое пав в землю, если умрет, то принесет много плода (Ин 12:24). Так и человек, подобно зерну, после погребения возрождается к новой жизни.

Тюльпан

Тюльпаны появились в Европе во второй половине XVI века. Впервые их привез посол австрийского императора в Османской империи, которого в Константинополе очаровали эти цветы. Началась «тюльпанная лихорадка». Луковицы стоили целых состояний. Особенно тюльпан полюбили голландцы.

Что цветы говорят о Боге. Символы, сокрытые на шедеврах мировой живописи
Двойной портрет мужа и жены с тюльпаном, луковицами и ракушками. Михил Янс ван Миревелт. 1609. Музей изящных искусств, Бостон

На двойном портрете голландского художника Михила Янса ван Миревелта мужчина держит цветок и луковицу. Явный намек на богатство супругов. Но это еще и намек на быстротечность жизни: цветок рождается из луковицы, быстро отцветает и вскоре умирает. Смысл образа подтверждают пустые раковины на столе — символ ушедшей жизни. То есть тюльпан на портрете обозначает расточительность и безответственное отношение к дарованной Богом жизни.

Чертополох

В европейской живописи встречаются не только благородные цветы, но и сорняки. Например, чертополох.

Чертополох часто изображался в иллюстрациях средневековых рукописей, потому что напоминал терновый венец.

Что цветы говорят о Боге. Символы, сокрытые на шедеврах мировой живописи
Автопортрет с чертополохом. Альбрехт Дюрер. 1493. Лувр, Париж

В немецкой культуре чертополох — символ обручения. Посмотрим на автопортрет немецкого живописца и гравера Северного Возрождения, Альбрехта Дюрера. В его руке — чертополох. Художник написал автопортрет в 1493 году для своей невесты Агнессы Фрей. А через год состоялась их свадьба. На полотне есть надпись, которая означает: «Мои дела определяются свыше». То есть художник считает, что будущий брак — благословение неба.

Интересно, что по латыни чертополох называется Carduus, что созвучно со словом cordis — сердце. Получается, чертополох символизирует сердце художника, которое отдано его невесте.

0
33
Сохранить
Поделиться: