Неподготовленный зритель воспримет цветы на этих работах только как элементы декора, а ведь за ними скрыт глубокий смысл. Цветущие поляны здесь — настоящие хоралы в красках. Давайте вслушаемся в их «пение» вместе с искусствоведом, кандидатом культурологии Ириной Языковой, которая подготовила для Академии журнала «Фома» уникальную лекцию про символику цветов в произведениях искусства.
Смотрите полный вариант лекции Ирины Языковой в Академии журнала «Фома»:
В Библии рай напрямую называется садом: И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его (Быт 2:15). Поэтому ассоциация с цветами как образом рая была и в византийской культуре. Растения встречаются в мозаиках, на иконах, украшают рукописи. Это не обычные земные цветы, а небесные, невиданные. Византийское искусство избегало натурализма, поэтому цветы изображали не конкретно, а обобщенно. Хотя в некоторых мозаиках Равенны исследователи находят мальву. В первохристианские времена она символизировала хлеб Причастия, потому что в сердцевине виден крест, а ее лепестки алого цвета.

Варварская Европа до Карла Великого цветов не знала. Хотя растительные орнаменты встречаются в искусстве древнегерманского племени лангобардов и других варварских народов, но цветы и плоды изображаются схематично. Это не конкретные растения, а символы цветения жизни. Более узнаваем в этих орнаментах только виноград, символ Евхаристии.
Все изменилось в VIII веке, когда во время похода в Испанию император Карл Великий увидел мавританские сады, которые поразили его воображение. Они предназначались для отдыха, размышлений и созерцания. Сильные впечатления создавались за счет благоухающих растений и водных композиций — фонтанов, ручейков, каскадов. В восточных садах император увидел образ Царства Небесного на земле. Декретом 795 года Карл повелел разбивать сады в замках и монастырях, сажать лекарственные растения, овощи, фрукты и цветы, которые видом и ароматом должны были напоминать о рае.
Цветоводство в Средние века становится важным занятием монахов. При монастырях разбиваются сады. После Крестовых походов они появляются и в замках. Центральное место отводится растениям с христианской символикой.
Улыбка Моны Лизы, черный квадрат, плавящиеся часы Дали. Эти шедевры видел каждый. Но только внимательные зрители расшифруют смыслы деталей на известных картинах. Проверьте эрудицию в нашей викторине!







Надеемся, результат вас не расстроит, а замотивирует встроить посещение музеев и выставок в свой досуг. Ведь бродить по залам и подмечать любопытные детали на картинах — ни с чем не сравнимый вид удовольствия! Поскольку не все места находятся в шаговой доступности, предлагаем исправить ситуацию виртуальным путешествием по шедеврам мировой живописи с курсом Академии журнала «Фома»
Вы неравнодушны к искусству, но всегда есть куда расти. Предлагаем пополнить багаж знаний в курсе Академии журнала «Фома». Это восемь захватывающих лекций с искусствоведом, в которых без сложных терминов разбираем важные и удивительные факты из творчества русских и зарубежных художников.
Великолепно! Шедевры Возрождения, живопись нидерландских художников и даже картины Дали знакомы вам не понаслышке. Но уверены, вас приятно удивит курс Академии журнала «Фома», где мы разбираем историю мировой живописи — от наскальных рисунков до современных перформансов. Переходите по ссылке: academy.foma.ru
С этого времени богословы начинают ассоциировать растения с Девой Марией, Христом, святыми. Сохранилось описание монастырского сада в Германии из средневекового манускрипта. Среди растений автор выделяет розу как символ пролитой крови мучеников и лилию — символ веры.
Человек Средневековья мыслил иначе, чем мы. Любые явления и предметы он толковал символически. Мир воспринимался как книга, которая повествует о мудрости Творца. Поэтому даже такое малое творение, как растение, помогало познавать Бога и Его замысел о мире.
В «Житии святого Франциска Ассизского», которое в XIII веке составил итальянский писатель Фома Челанский, говорится: «После обращения глаза его открылись, словно у неграмотного, научившегося читать. Теперь на всем он видел печать Бога — Создателя и Спасителя: кусок дерева означал для него крест, камень — Иисуса Христа, названного в Писании краеугольным камнем, цветы — тоже Господа нашего, называемого лилией долин... солнце напоминало ему о Боге, оно было символом истины». Сборник историй о Франциске получил название «Цветочки». Да и сам Франциск в своих гимнах выражал восторг перед Творцом и Его творением:
Хвала Тебе, Господь мой, от нашей матери-земли,
Она питает нас и нами руководит,
И порождает нам плодов такое множество,
Цветы дает нам красивые и травы.
В Средневековье многие цветы были известны под латинскими именами из сочинений античных авторов, прежде всего древнегреческого врача и ботаника I века Педания Диоскорида. Со временем цветы получили новые названия, связанные с христианством. Примулу, поскольку ее соцветие напоминает связку ключей, называли «ключами святого Петра». Другое наименование — «пасхальная свеча», потому что время ее цветения часто совпадало с Пасхой. Колокольчики называли «лилией святого Иосифа», «Вифлеемской звездой» или «короной Девы Марии». Мак — «пуговицами Девы Марии», а бегонию — «сердцем Иисуса» и «Божественным оком». Вьющийся клематис — «волосами Христа» или «бородой Бога», календулу или ноготки — «пальчиками Девы Марии» и даже «салатом всех святых». Уподобления множились до бесконечности.
Символическое значение приписывалось цветам по созвучию с названием, по ассоциации с формой, цветом. Белые цветы означали чистоту и непорочность. Красные — Страсти Христовы, кровь святых. Цветы синих, фиолетовых оттенков — колокольчики, васильки, фиалки, ирисы, незабудки — напоминали о цвете неба. Цветы с тройной формой листьев или лепестков ассоциировались с Троицей. Например, цветы земляники и маргариток соотносились по форме листьев, анютины глазки — по расположению лепестков.

У художников XV века периода Кватроченто (Раннего Возрождения) цветы зацветают даже в сценах Рождества. На картине Филиппо Липпи «Мистическое Рождество» (около 1459) Дева Мария изображена в молитвенном предстоянии перед Христом. Младенец лежит на земле, усеянной ковром из трав и цветов. Хотя считается, что Христос родился зимой, цветущая земля символизирует радость природы по поводу рождения Христа и становится прообразом грядущего Царства Божия для человечества.

Цветы встречаются в картинах с изображением рая. Он предстает страной изобилия с богатой растительностью. В этом саду царит вечное лето, а человек и животные живут в гармонии. Такой рай представлен в центральной части «Гентского алтаря» (1432) кисти нидерландских живописцев XIV–XV веков, братьев Яна и Губерта ван Эйков. В прекрасном саду святые поклоняются Христу-агнцу, Который стоит на алтаре.
Отдельные цветы
Лилия
В Песни Песней невеста говорит: Я нарцисс Саронский, лилия долин! (Песн 2:1). Эти цветы символизируют не только красоту, но и смирение Суламиты перед возлюбленным. Упоминание лилии есть в Евангелии: Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, кáк всякая из них (Мф 6:28–29).
Лилия была любимицей древних властителей и императоров. В христианстве она становится символом чистоты и непорочности Девы Марии. Поэтому в европейском искусстве этот цветок — неизменный атрибут сцен Благовещения.

Обычно лилию изображают в руках архангела Гавриила. Такой образ мы встречаем у итальянских художников Возрождения — Сандро Боттичелли, Филиппо Липпи, Леонардо да Винчи. Но в ранних работах ангел держит оливковую ветвь — распространенный с античности знак доброй вести. В триптихе итальянского живописца Симоне Мартини (1333) ветвь напоминает терний. А терний, как известно, может ранить колючками. Своим видом растение напоминает, что Благовещение — весть не только радостная, она предвещает и страдания Христа. Об этом свидетельствует и лилия, листья которой тоже напоминают шипы.

Художник XIX века, один из лидеров прерафаэлитов, Данте Габриэль Россетти, придал лилии новый смысл. На картине «Благовещение» (1850) Мария как бы отшатывается от ангела с цветком. Лилия здесь означает не только чистоту и непорочность, но символизирует будущие страдания Богоматери. О них напоминает и вышивка на ткацком станке — белая лилия на красной ленте.

Необычна сцена Благовещения у британской художницы рубежа XIX–ХХ веков Беатрис Эммы Парсонс. Если бы не сад с лилиями и розами, мы бы не сразу догадались, что происходит. Архангел Гавриил изображен юношей. Вокруг его головы светящийся ореол, который сливается с закатом. Дева Мария ничем не отличается от обычной девушки. И только символика цветов подсказывает, что перед нами Благовещение.
Роза
Интересно, что первые христиане при виде розы не испытывали радостных чувств — они воспринимали ее как вестник смерти, потому что роза ассоциировалась с порочным Римом: там цветок посвящался Венере-Урании — богине возвышенной любви и брака. Позже роза стала символом роскоши и разврата, потому что относилась к Венере-Пандемос — богине чувственной любви.
Христианский богослов II–III веков Тертуллиан написал послание против употребления венков из роз, а учитель древней Церкви святой Климент Александрийский почитал грехом увенчивать голову розовым венком.
Но пройдут столетия и все изменится. В Средние века роза стала восприниматься как цветок Девы Марии, который соединяет в себе красоту и страдания. Соседство нежных лепестков с шипами напоминает о терновом венце Спасителя и мучении Богородицы, чей Сын был распят.

В европейском искусстве было популярным изображение Девы Марии в беседке из роз. Такой образ встречается на картине «Мадонна в Розовом саду» итальянского художника XV века Стефано де Верона (около 1420–1435). Райский сад с ангелами, святыми, диковинными птицами и цветами напоминает яркий гобелен.

Мадонна в беседке из роз. Стефан Лохнер. Около 1440−1442. Музей Вальрафа-Рихарца, Кельн
Сюжет с розами полюбился немецким живописцам в эпоху интернациональной готики (XIV–XV века). Сад символизировал рай, который человечество обретает через крестную жертву Спасителя. Розы и другие цветочные метафоры, связанные с Богородицей и Христом, были заимствованы из библейской Книги Песни песней.

С розами связано и название католических четок в европейских языках — rosary, le rosaire — розарий, венок из роз. По средневековой легенде, Богородица собрала бутоны роз, слетавшие с губ молодого монаха, когда он повторял молитву в честь Святой Марии. Богоматерь сплела из них гирлянду, которой увенчала свою голову.
В XVI веке в Европе был официально принят праздник четок, или венков из роз. Хотя возник он гораздо раньше. По легенде, в 1214 году святому Доминику явилась Богоматерь — так появилось братство четок. Молящиеся воспринимали белые бусины как розы, которые символизировали невинность Богородицы, а красные бусины как кровь Спасителя, пролитую за человечество.

Праздник венков из роз изображен на картине немецкого художника Альбрехта Дюрера (1506). Мадонна сидит на троне, ангелы держат над ней корону. Ангелы-путти (от итал. putti — амуры, ангелочки) несут венки из роз, которыми увенчивают окружающих.

В христианском искусстве роза соотносилась не только с Девой Марией. Цветок символизировал также добрые дела святых. Например, на картине испанского художника XVII века Франсиско де Сурбарана святая Касильда держит корзину с розами. Согласно житию, она была дочерью правителя и помогала бедным едой. Однажды ее остановил отец и приказал показать, что она несет. Когда Касильда развернула подол, в нем оказались розы. Сюжет с цветами встречается в житиях святых Доротеи и Елизаветы Венгерской. Кстати, последняя была покровительницей великой княгини Елизаветы Федоровны, которая в юности вдохновилась подвигами венгерской святой и посвятила жизнь помощи обездоленным.
Гвоздика

Цветок означает и рай, и крестные страдания, и любовь. По средневековой легенде, Мария заплакала, когда увидела несущего крест Иисуса. На месте, куда упали слезы Богоматери, выросли гвозди́ки, поэтому цветок — еще и символ материнской любви.
В русском языке гвоздика созвучна со словом гвоздь. Гвоздями прибивали Спасителя ко Кресту, что символически связывает гвоздику со страданиями Христа. В европейских языках такой параллели не возникает, но крестоцентрический рисунок цветка также служит напоминанием о Голгофском Кресте.

На полотне Альбрехта Дюрера Богоматерь держит в руках гвоздику, а Христос — яблоко. Средневековый человек легко считывал послание картины: яблоко означает грехопадение. Хотя в Библии плод, который вкусили первые люди по наущению дьявола, и не назван, в культуре его образ закрепился именно в виде яблока. Гвоздика — символ страданий, указывает, чем исправляется грехопадение. Крестные муки Спасителя искупают первородный грех.
Водосбор
В научном языке водосбор называется аквилегией (Aquilegia), от латинского aqua — вода. Он похож на колокольчик, но имеет более сложную форму. В замкнутых впадинах его лепестков задерживается вода.
Водосбор, чьи лепестки напоминают голубя, считался символом Святого Духа. Его трехчастные листья и стебель с тремя цветками напоминали о добродетелях веры, надежды, любви. Темно-синий цвет аквилегии гармонировал с одеянием Богородицы, поэтому водосборы нередко изображались в сценах Благовещения и Рождества.

Этот цветок символизирует еще слезы и страдания, потому что в нем задерживается вода, которая каплями стекает на землю. В таком прочтении мы встречаем его на полотне Леонардо да Винчи «Мадонна с Младенцем и аквилегиями» (около 1498). Младенец Христос тянется к вазе с синими цветами водосбора, которые напоминают о будущих страданиях Спасителя.
Букеты
В позднем Средневековье и раннем Возрождении цветы объединяются в букеты, которые тоже передают зрителю символическое послание.

На картине анонимного французского художника, известного как Мастер Благовещения из Экса, на переднем плане — букет. Это и предмет интерьера, и вместилище символов — «букет добродетелей Девы Марии». Красная роза означает красоту и жертвенность, лилия — чистоту и девственность, ирис — мудрость и страдание.


Букет встречается даже в сценах Рождества. Например, на центральной части триптиха «Алтарь Портинари» (1477–1478) нидерландского живописца Гуго ван дер Гуса, в сцене Поклонения пастухов. На переднем плане в фаянсовой вазе — два букета с белыми и синими ирисами, желтыми лилиями, синими аквилегиями, розовыми гвоздиками. Несмотря на красоту, они вносят грустную ноту в радостное событие Рождества. Букеты намекают на грядущие страдания Христа, но одновременно и на Его победу, потому что цветы ассоциируются с раем.

Первый букет как самостоятельный цветочный натюрморт написал нидерландский художник Ханс Мемлинг на обороте триптиха. Центральную створку с изображением Марии с Младенцем обрамляли портреты четы донаторов (то есть жертвователей). В закрытом виде на створке перед молящимся представала не религиозная фигура, а ее символ в виде изящного цветочного натюрморта. В нише на персидском ковре, покрывающем стол (а скорее алтарь), Мемлинг изобразил фаянсовую вазу с монограммой Христа (HIS) с букетом из лилий, ирисов и аквилегий. Ниша — знак сакрального пространства. Ваза, как указывает монограмма, символизирует Христа, который есть «сосуд жизни вечной». Лилия говорит о чистоте, ирис — о страдании, аквилегия — о слезах, а вся композиция — о победе жизни над смертью.

У Яна Брейгеля Старшего Дева Мария предстает в обрамлении пышной гирлянды, изобилующей розами, маками, гвоздиками, ландышами, тюльпанами. Цветы напоминают о рае и передают благодать, которой окружена Богородица. Позже такими полотнами вдохновились русские иконописцы XVII–XVIII веков, когда изображали образ Богоматери «Неувядаемый Цвет».

В XVII веке появляется особый жанр натюрморта — ванитас. Термин восходит к стиху из книги Екклесиаста: Суета сует, — всё суета! (Еккл 1:2) (лат. — Vanitas vanitatum omnia vanitas). Такие композиции напоминают о бренности жизни. На картине нидерландского художника Яна Давидса де Хема «Цветы в стеклянной вазе» доминируют алые маки и белые гвоздики. Мак свидетельствует о скоротечности живой красоты, его скрытые семена — о смерти и забвении. Белая гвоздика символизирует чистую христианскую жизнь. Цветы в искусстве Нового времени напоминают, что мирская слава и блага земной жизни эфемерны. Они ярко «цветут», но быстро увядают. Однако хлебный колос вносит нотку надежды. Это отсылка к хлебу Причастия и Воскресению, а также к образу зерна из Евангелия, которое пав в землю, если умрет, то принесет много плода (Ин 12:24). Так и человек, подобно зерну, после погребения возрождается к новой жизни.
Тюльпан
Тюльпаны появились в Европе во второй половине XVI века. Впервые их привез посол австрийского императора в Османской империи, которого в Константинополе очаровали эти цветы. Началась «тюльпанная лихорадка». Луковицы стоили целых состояний. Особенно тюльпан полюбили голландцы.

На двойном портрете голландского художника Михила Янса ван Миревелта мужчина держит цветок и луковицу. Явный намек на богатство супругов. Но это еще и намек на быстротечность жизни: цветок рождается из луковицы, быстро отцветает и вскоре умирает. Смысл образа подтверждают пустые раковины на столе — символ ушедшей жизни. То есть тюльпан на портрете обозначает расточительность и безответственное отношение к дарованной Богом жизни.
Чертополох
В европейской живописи встречаются не только благородные цветы, но и сорняки. Например, чертополох.
Чертополох часто изображался в иллюстрациях средневековых рукописей, потому что напоминал терновый венец.

В немецкой культуре чертополох — символ обручения. Посмотрим на автопортрет немецкого живописца и гравера Северного Возрождения, Альбрехта Дюрера. В его руке — чертополох. Художник написал автопортрет в 1493 году для своей невесты Агнессы Фрей. А через год состоялась их свадьба. На полотне есть надпись, которая означает: «Мои дела определяются свыше». То есть художник считает, что будущий брак — благословение неба.
Интересно, что по латыни чертополох называется Carduus, что созвучно со словом cordis — сердце. Получается, чертополох символизирует сердце художника, которое отдано его невесте.

