Вопрос читателя:

Я работаю в детском саду помощником воспитателя. Коллега по работе — воспитатель и после занятий ведет дополнительные занятия по хореографии. Вначале мы дружили и свободное время проводили вместе. Конфликт произошел потому, что я бесплатно после занятий помогала ей на хореографии снимать и сидела на занятиях, хотя это не входило в мои обязанности. Когда я рассказала руководству о том, что я помогаю на занятиях, мне сказали, что я не должна этого делать. Коллегу вызвали на разговор, и отношения переросли в конфликт, она заявила, что считала меня подругой, а теперь у нас деловые отношения. Любые просьбы коллеги по рабочим моментам, да и она сама вызывают у меня раздражение, и я постоянно ее обсуждаю. Как мне дальше работать с этим человеком и спокойно реагировать?

Отвечает психолог Глеб Ткаченко:

Ситуация несколько запутанная, поэтому давайте разберем ее по психологическим полочкам.

Вы с коллегой дружили, а значит, ваши отношения выходили за рамки рабочих. И на занятиях по хореографии вы помогали ей по-дружески. После этого вы сообщили о своем добром поступке руководству, и руководство сочло его неправильным. И за ваш поступок начальство отчитало коллегу, а не вас. А коллега, по всей видимости, обиделась за это на вас, а не на руководство. Теперь вы с ней не подруги, а коллеги. И теперь она вас просит о помощи как коллегу, а не как подругу. И вас это раздражает.

Прежде всего, давайте разделим ответственность. Ваша помощь была искренним дружеским жестом. И здесь вас упрекнуть, как мне кажется, не в чем. Конфликт коллеги с начальством вас тоже слабо касается, потому что вы в нем не принимали участия. Как руководство обращается с коллегой, это целиком ответственность руководства. И по всей видимости, загвоздка тут в самом непонятном для меня моменте истории: в рассказе начальству о вашей помощи. Я не знаю, в каком контексте и как это было сказано, и по какой причине. Но вероятно, для вашей коллеги это выглядело так, будто вы ее подставили.

Если ваша цель — это все же наладить отношения с подругой, то, на мой взгляд, имеет смысл обсудить именно этот момент. Ведь в помощи ей у вас не было злого умысла, и это она, скорее всего, понимает. А в нагоняе от руководства не было вашей вины: это вообще странная реакция на взаимовыручку в коллективе. Во всяком случае, может быть полезно обсудить и прояснить эту ситуацию.

Ваше раздражение тоже можно понять: сначала помогли по-дружески, потом за это лишились статуса подруги, а теперь вас снова о чем-то просят, но уже не по-дружески. И это раздражение тоже можно выразить коллеге, чтобы расставить точки над i.

Возможно, тогда вы обе узнаете нечто новое об этой ситуации, взгляд с другой стороны. И именно в этом заключается психологическая суть конфликта: не развести людей, а, напротив, объединить через разрешение противоречий. Ну а если же она решит прекратить дружеское общение, то никто не может обязать вас выполнять ее просьбы. А то это выглядит так, будто она дружбу прекращает, но пользоваться вашей помощь продолжать хочет. Если вас это не устраивает — тоже повод для разговора.

В общем, эта одна из тех ситуаций, которая в разговоре и решается. В основательном разговоре, разложенном на отдельные пункты, а не импульсивном и эмоциональном всплеске, который вряд ли приведет к конструктивному решению.

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать, написав нам на почту: psiholog@foma.ru

0
0
Сохранить
Поделиться: