Кому молился Иисус
Молитва — это общение человека с Богом. Но в Евангелии мы неоднократно читаем, что Иисус Христос, воплотившийся Бог, тоже молился. Он часто по вечерам оставлял учеников и на всю ночь поднимался один на гору, где пребывал в молитве. Наконец, Его самая известная молитва — моление о чаше в Гефсиманском саду. Кому же Иисус молился, если он Бог?
Кому молился Иисус в Гефсиманском саду
Перед своим арестом Иисус Христос молился в Гефсиманском саду Богу Отцу. Вот как описывает это евангелист Матфей: И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты. Еще, отойдя в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя. …отошел опять и помолился в третий раз, сказав то же слово (Мф 26:39, 42, 44).
Но как это возможно, если Иисус Сам Бог?
Дело в том, что христиане верят в Бога-Троицу: Отца, Сына и Святого Духа. Это не три Бога, но единый Бог в трех лицах или, по-гречески, ипостасях. Что это значит и как это понимать?
Христианство — религия Божественного откровения. Ее содержание не придумано людьми, а открыто людям Самим Богом в той мере, в какой Он Сам счел это необходимым. Учение о Боге-Троице — часть Божественного откровения, главное и наиболее таинственное и непостижимое из всего, что есть в христианстве. Человек вряд ли может до конца это понять, но лишь приблизиться к пониманию по тем аналогиям (всегда очень условным), которые есть в нашей жизни. Так, святитель Василий Великий поясняет это на следующем примере. Все мы — люди, каждый из нас — человек, вместе мы — человечество. Мы все одинаковы, мы все одной природы или одной сущности, и сущность эта — человек. Но каждый из нас по-своему индивидуален: есть Петр, есть Тимофей, есть Василий. Этот набор индивидуальных черт и есть ипостась. Мы все одной природы, но каждый из нас имеет свою собственную ипостась. По сути, мы различаем природу (сущность) и ипостась (лицо) как общее и особенное.
В Боге одна природа — это собственно Божественная природа. И три ипостаси-лица: Отец, Сын и Святой Дух. Когда мы молимся, то обращаемся не к единой природе Бога, а к Божественным ипостасям. Так же и Спаситель в молитве обращался к Богу Отцу.
Тем, кто хочет глубже погрузиться в понимание догмата — то есть вероучительного положения — о Троице, можно порекомендовать почитать соответствующие главы учебника «Догматическое богословие» протоиерея Олега Давыденкова и книги «Очерк мистического богословия» философа и богослова Владимира Лосского.
Зачем Иисус молился (Он же Сам Бог)?
Чтобы понять, зачем Иисус молился Богу, если Он и Сам Бог, нужно осознать суть Божественного плана по спасению человека. Когда-то первые люди поддались на искушение дьявола, нарушили заповедь Бога и были изгнаны из Рая. Они утратили возможность вечно пребывать в радости от непосредственного общения с Творцом, стали подвержены смерти, болезни, страданию. В Церкви все произошедшее называется грехопадением. Но Бог есть любовь, и Он тогда же обещал, что спасет людей от последствий их поступка. И Свой обет исполнил — послал Своего Сына, Иисуса Христа, ради спасения людей. Христос, оставаясь Богом, одновременно полностью воспринял человеческую природу — все в ней, кроме греха. Однако, будучи абсолютно безгрешным, Он разделил с человечеством все последствия грехопадения: Сам чувствовал голод, жажду, боль, в полной мере испытал муки издевательств и страшной казни. То же касается и молитвы — как и каждый из людей нуждается в общении с Богом, так и Христос — на 100 % Бог, но при этом и на 100 % Человек — обращался к Отцу, чтобы просить Его о помощи, укреплении на пути исполнения Божественного Промысла.
А ведь Промыслом Божиим, как мы уже сказали, Христу было определено пройти через ужасные муки ради спасения людей. И в Гефсиманской молитве Христос как человек переживал настолько сильно, что кровь просачивалась через поры вместе с потом. Это явление называется гематидроз — поражение кровеносных сосудов, возникающее при психологическом напряжении. И по-человечески, обращаясь к Отцу, Он говорит: если возможно, да минует Меня чаша сия! Но получая утешение в молитве, укрепляемый Богом Отцом, Он принимает Божью волю: впрочем, не как Я хочу, но как Ты. Как Человек. Он боялся страданий и смерти и нуждался в укреплении молитвой, а как Бог, видел необходимость Крестной Жертвы ради искупления человечества.
Отвечая на вопрос о том, зачем молился Христос, также важно понимать, что тем самым Он давал всем людям пример молитвы. То есть Сам Бог открыл людям, как обращаться к Нему.
Так, Иисус прямо учит учеников молитве, когда дает им молитву «Отче наш» (см. Мф 6:9–13, Лк 11:2–4).
А стоя у гроба Лазаря, Христос говорит, обращаясь к Богу Отцу: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня (Ин 11:41–42).
Христос здесь говорит: эта молитва нужна, чтобы показать окружающим Его людям связь между Ним и Отцом. А строки благодарю Тебя, что Ты услышал Меня — это простая и краткая благодарственная молитва, Которой Спаситель научил в тот момент Своих учеников, а через них и всех нас.
На каком языке молился Иисус
Мы не знаем доподлинно, на каком языке молился Иисус Христос, поскольку прямых свидетельств об этом нет. Однако мы можем сделать предположения на основе наших исторических знаний о том времени.
В годы земного служения Христа в Иудее говорили на нескольких языках. Латинский был языком официального общения римской власти, поскольку Иудея была провинцией в составе Римской империи. Чуть больше чем за 60 лет до покорения римлянами Иудея входила в состав империи Селевкидов, где использовались греческий и арамейский языки. Арамейский язык использовался в быту евреев со времен Вавилонского плена.
Существовал также и иврит, собственный язык евреев, в котором можно выделить несколько стилей. Например, для обучения в еврейских академиях и школах использовался специальный академический разговорный иврит, основанный на текстах Священного Писания (Танаха) и комментариях к нему. Им Иисус Христос, вполне вероятно, пользовался в общении с фарисеями и саддукеями — интеллектуальной элитой еврейского общества.
Ветхий Завет, главный текст иудеев, был написан «высоким» ивритом, который не употреблялся в повседневном бытовом общении. На нем также совершалось богослужение в Иерусалимском храме. Именно такой стиль Христос с высокой долей вероятности мог использовать во время проповеди и молитвы. Во всяком случае в Нагорной проповеди и молитве «Отче наш» исследователи отмечают стилистическое сходство с текстами Ветхого Завета.
Картина «Молящийся Иисус»
Самый частый сюжет в искусстве, где изображается молящийся Иисус, — это вновь моление о чаше.
Художники на картинах часто изображали сюжет моления о чаше буквально: молящийся на коленях Христос, ангел, видение чаши, спящие ученики. Это соответствует евангельскому тексту, и в таком библейском жанре свои работы писали В. А. Верещагин, И. А. Репин, М. В. Нестеров, Ф. А. Бруни. Их работы можно назвать близкими к иконографическим: художники не показывают здесь сильные эмоции Спасителя и Его глубокие внутренние переживания. Можно сказать, что они, как иконописцы, пытаются передать неземную, неизобразимую, сверхъестественную природу Богочеловека Христа.
Другие художники показывают этот евангельский эпизод через призму человеческой природы Христа. А. И. Куинджи изображает Спасителя в светлой одежде, одиноко стоящего посреди темного сада. Этот образ символически передает одиночество Иисуса, когда Он остался совершенно один перед самыми страшными часами Его земной жизни.
В темной одежде посреди темного сада изображает Христа Н. Н. Ге. Взгляд Спасителя кажется совершенно погасшим, Он устал от внутренней борьбы. Но Его фигура показывает, что, несмотря на страх, Он готов идти на уготованный Ему Крест.
В. Г. Перов передает мучительные переживания Спасителя, изображая Его распластавшимся на земле. В этом образе молитвы читается страх и боль от предстоящего, но и полнота принятия воли Божией, послушание Отцу.
По-человечески растерянным, шокированным выглядит Христос на картине В.Д. Поленова. Художник передает скорбный душевный настрой Иисуса перед последним путем его земной жизни, дорогой на Голгофу. Этот путь виднеется за деревьями на картине.