Конечно, многие знают, что такое Рождественский вертеп. Для кого-то это — конкретное место, пещера, в которой родился Христос. Для кого-то — ее изображение. А для кого-то — народный театр, воспроизводящий рождественскую историю. Вот только увидеть этот театр сейчас, к сожалению, редко где возможно. В советский период традиция рождественского кукольного спектакля была почти забыта, и теперь всё, что от нее осталось, приходится собирать по крупинке. Вертеп возрождают по всей России — как в мегаполисах, так и в небольших городках и деревнях. Я расскажу о том, как это происходит в поселке Воскресенское Воскресенского района Нижегородской области. Занимаются этим сотрудники тамошнего народного краеведческого музея.

Все началось в 2009-м году, с небольших музейных занятий для детей. На них рассказывали о том, что такое Рождество, какова история этого праздника. Делали маленькую пещерку из еловых веточек, картонные фигурки, чтобы было понятно, кто есть кто и как все происходило в давние времена.

Воскресенский краеведческий музей. Именно здесь ведётся работа по возрождению вертепа в Воскресенском районе.
Воскресенский краеведческий музей. Именно здесь ведётся работа по возрождению вертепа в Воскресенском районе.

На следующий год к музейным работникам присоединилась фольклорист Вероника Евсеева. С ее помощью сценарий сделали уже интересней: дети приходили в русскую избу, хозяйка которой рассказывала о жизни их сверстников в старые времена, о традициях празднования Рождества на Руси. Вместе читали духовную сказку (Рождественскую историю). Потом неожиданно на второй этаж, где хозяйка сидела с детьми, поднимались колядовщики (работники музея) и показывали кукольный Вертеп. После этого каждому дарили текст колядки и разучивали ее с детишками. А дети одаривали колядовщиков копеечками и конфетками (родителей заранее предупредили, что принести).

Вероника Евсеева, фольклорист и музыкант. В воскресенском краеведческом музее работает с 2010 года.
Вероника Евсеева, фольклорист и музыкант. В воскресенском краеведческом музее работает с 2010 года.

Музейщики вместе с ребятами из расположенной неподалеку детской школы искусств и педагогами Воскресенского детского центра поставили полноценный спектакль на Рождественскую тему. В школе искусств условия для воплощения этой идеи были идеальные. Довольно вместительный зрительский зал — и при этом маленькая сцена. Получалась именно такая, какая нужна для вертепа, камерная обстановка. Завязка была простая: к бабушке пришли внуки, и та рассказывает им о празднике Рождества. «Верхний ящик» дети играли на сцене в сопровождении пения. Пели вчетвером: два педагога из школы искусств — Екатерина Вахрушева и Светлана Горохова, фольклорист Вероника и директор музея Ольга Махотина. Пели духовное, конечно. Специально учили на три голоса тропарь и кондак Рождества, духовные стихи, например «Запевайте, христиане!». Действие на сцене шло под пение. Завершали украинской колядкой. После этого вспоминали давнюю традицию — хождение со звездой. В Воскресенском это называлось хождением с фонарем. И вот в конце представления все дети собирались вместе, строились и шли с Рождественским фонарем.

Кукол можно потрогать, поводить. Правда, не все дотягиваются до второго этажа.
Кукол можно потрогать, поводить. Правда, не все дотягиваются до второго этажа.

В последующие годы вертепный ящик начал гастролировать по району, вызывая непременный восторг и у детей, и у взрослых. Представление традиционно делится на две части — духовную и бытовую. Духовная часть рассказывает основную рождественскую историю. В верхнем ящике под рождественские песнопения на поклон ко Христу приходят пастухи, ангелы и волхвы. А в нижнем ящике показывается сцена гибели царя Ирода. Бытовая часть призвана развеять гнетущую атмосферу Иродовой смерти. Исторически эти сценки бывали довольно страшноватые, поэтому музейщики выбрали самую добрую и веселую — с межевым (землемером) и с межевой (его женой), куклы там только пляшут.

Куклы маленькие, на большой сцене их не покажешь. Вертеп - домашний спектакль.
Куклы маленькие, на большой сцене их не покажешь. Вертеп - домашний спектакль.

Когда вертеп приезжал в детские сады, показывали только верхний ящик. Нижний, со смертью и чертями, маленьким детям смотреть было бы страшновато.

В 2014 году вертеп не показывали — Вероника с мужем усыновили грудного ребенка из детского дома, и она ушла в декрет. Однако стали поступать просьбы вернуть вертеп, поэтому в 2015 году представления возобновились.

Каждая фигурка сделана старательно, с любовью. Особое внимание, конечно, уделено пещере.
Каждая фигурка сделана старательно, с любовью. Особое внимание, конечно, уделено пещере.

На вопрос, как изменили ее занятия вертепом, директор музея Ольга Махотина отвечает: «Когда стали этим заниматься, у меня заново открылись глаза на тему Рождества. Вера пришла, а до того было просто привычное следование традиции. Я поверила в реальность всех Рождественских событий! Раньше я относилась, как…ну…к мифам про Зевса и Геракла… А теперь я осознаю не только умом, я ощущаю сердцем, что все это происходило на самом деле!»

Межевой и межевая - герои бытовой части спектакля.
Межевой и межевая - герои бытовой части спектакля.

Действительно, глядя на фигурки, движущиеся в вертепном ящике, невозможно не верить в то, что эти события происходили в реальности, что это — часть истории человечества. Ведь иногда, чтобы поверить, достаточно просто увидеть.

Смерть пришла за Иродом. Ирода никому не жалко, но сцена страшная.
Смерть пришла за Иродом. Ирода никому не жалко, но сцена страшная.

Фото Марии Шустовой

0
0
Сохранить
Поделиться: