Слово «канон» в церковном контексте может означать разное: это и определенный вид церковной поэзии-гимна, и Библейский канон — книги Священного Писания, признаваемые Церковью богодухновенными (канонические). Есть Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Канон евхаристический — это главная часть Литургии, во время которой совершается преложение Святых Даров. Однако самое общее значение этого слова состоит в следующем. Церковными канонами называются основные церковные правила, которые определяют порядок жизни Православной Церкви (ее внутреннее устройство, правила поведения христиан, церковную дисциплину) согласно духу и началам Нового Завета. Слово это тоже пришло из древнегреческого языка. Там ὁ κανών (kanōn) первоначально означало брусок или палку, например, внутренние прутья щита, служившие его основой или рукоятью. Также его особым, специальным значением был отвес, линейка или прямая палка вообще, применяемая в строительстве, для проведения прямых линий или для проверки прямизны какой-либо линии. Отсюда и произошло значение «канона» как нормы или правила, образца, в том числе у церковных писателей: правило вообще (Климент Римский), правило веры (Климент Александрийский), правило Собора (Василий Великий), собрание богодухновенных книг (Афанасий Великий) и др.
Правда, и общецерковные каноны бывают разные. Одни приняты Вселенскими соборами, и в основном являются неизменными и нерушимыми, потому что указывают правильный путь для Церкви и ее членов. Ведь Вселенские Соборы — это и есть полновесный, непогрешимый голос Церкви. VII Вселенским Собором было дополнительно провозглашено «более торжественным образом господствующее в церковном сознании глубочайшее убеждение касательно природы и характера божественных и святых канонов Церкви как плодов Всесвятого Духа».
Такие каноны постоянны, в отличие от иных правил, принятых поместными соборами разных Поместных Православных Церквей или установленных тем или иным Отцом Церкви. В последних может быть и некоторый временный элемент, продиктованный теми или иными конкретными обстоятельствами или соображениями. Относительно них уже не может быть полной уверенности в их универсальности, поэтому с течением времени они могут в каких-то отношениях и меняться.
Но вообще у слова «канон», если учитывать его греческую этимологию и смысл, получается интересная перекличка с русским словом «лукавый», которым обозначают что-то злое, нехорошее, иногда даже персонально дьявола или черта. Канон — это норма или образец в смысле правила, когда что-либо исполняется по прямому, правильному пути. В то же время прилагательное «лукавый» образовано от луки в смысле изгиба реки или седла, вообще какой-то кривой линии. Лукавый или лукавое ходит кривыми, блуждающими, неправильными путями, в отличии от путей прямых, то есть, канонических.
На заставке фрагмент фото Gilberte Dimicolis