14 августа обычно именуется «Медовый Спас». Этот день открывает череду августовских «Спасов»: 19 августа будет Спас Яблочный, 29-го — Ореховый или Хлебный. Эти народные названия связаны с теми основными продуктами, которые принято освящать в эти дни. Сами же праздники имеют отношение ко Христу. Разбираемся, что же на самом деле мы отмечаем 14 августа.
В церковном календаре праздник называется Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня. Как подсказывает само название, в этот день куда-то выносили Честное Древо Креста, на котором был распят Спаситель.
Известно, что сам Крест Господень в IV веке, во время специально предпринятой для этого экспедиции, нашла царица Елена, мать византийского императора Константина Великого. Крест разделили на несколько частей. Самая большая из них была бережно доставлена в столицу Византийской империи, Константинополь, и хранилась там как величайшая святыня.
Установлению праздника в августе способствовало следующее обстоятельство. В августе в Константинополе часто бушевали болезни и эпидемии. 31 июля Крест выносили из царской сокровищницы в храм Святой Софии Премудрости Божией и затем в течение всего августа на улицах города совершали молебные пения, а люди имели возможность подойти и приложиться ко Кресту. Считалось, что Крест выносился «для освящения мест и в отвращение болезней». Долгое время в Константинополе день, когда выносили Крест, был местным праздником.
Кстати, слово «происхождение» в названии праздника не совсем верно передает смысл происходившего в этот день и представляет собой неточный перевод греческого слова προοδος — буквально «несение впереди». Поэтому в русском названии праздника всегда в скобках дается пояснение.
В XII веке праздник, связанный с выносом Креста, стал общецерковным и соединился с другим праздником, который был установлен одновременно в двух странах — в Византии, которой тогда управлял царь Мануил Комнин, и на Руси, где одним из наиболее влиятельных политических лидеров был святой князь Андрей Боголюбский.
Между правителями были хорошие, мирные отношения. Случилось, что в один и тот же день, 1 августа по старому стилю (то есть 14 по новому), они вышли на войну против противников: царь Мануил —против сарацинов, а князь Андрей — против болгар, язычников из низовий Волги.
Многие православные воины и тогда, и сейчас берут на войну иконы для укрепления. Князь Андрей взял икону Пресвятой Богородицы с Младенцем на руках и изображение Честного Древа Креста Господня. Он и сам молился, и воины молились, а икону два священника носили среди воинов, чтобы те могли приложиться к святыне. Так же поступил и византийский император.
В тот день и византийцы, и русские одержали полную победу над врагами. В обоих войсках случились чудеса: и там, и там воины видели, что от икон Пресвятой Богородицы, которые находились вместе с Честным Крестом и его изображением, исходили лучи, осеняющие войска.
Правители сообщили друг другу о победах и о чудесном сиянии.
Посовещались с епископами и в знак благодарения Христу Спасителю и Его Пречистой Матери они установили праздник 1 (14) августа. И как напоминание о силе Креста, которая помогла победить врагов, велели выносить Честной Крест и помещать посреди храма для того, чтобы верующие могли приложиться к святыне.
Так к празднику Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, добавился еще один, получивший название Празднество Всемилостивому Спасу, Христу Богу нашему, и Пресвятой Богородице Марии, Матери Его. Оба праздника в Русской Православной Церкви стали отмечаться 1 августа по старому стилю, или 14 августа — по новому.
А при чем тут мед? Дело в том, что на Руси сбор меда начинался в июне и заканчивался 1 (14) августа. Поэтому с древних времен первый из трех праздников августа, посвященных Спасителю, получил название Медовый Спас. В этот день принято в знак благодарности Богу за первые плоды нового урожая приносить в храм для освящения, или благословения новособранный мед. Обычно после литургии совершается водосвятный молебен, в конце которого читается «молитва на благословение нового меда».
Текст подготовлен редакцией журнала «Фома»

