Неделей о расслабленном называет Церковь четвертое воскресенье после Пасхи. В этот день на литургии читается евангельский отрывок об исцелении Иисусом Христом парализованного человека, болезнь которого продолжалась целых 38 лет. Однако вместо благодарности бывший расслабленный донес на Спасителя иудейским старейшинам, возмущенным тем, что исцеление произошло в субботу. Физическое выздоровление не коснулось его души. В ней по-прежнему продолжали жить боль, обида и разочарование.
После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим. Есть же в Иерусалиме у Овечьихвороткупальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды,ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входилвнеепо возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью.
Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел.
Было же это в день субботний. Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели. Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи. Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи? Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте. Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже. Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус (Ин 5:1–15).
Расслабленный лежал у чудотворного источника 38 лет. За эти 38 лет он так и не смог найти человека, который помог бы ему войти в купель, когда в нее сходил ангел. Да и где искать? Ведь случайного прохожего не попросишь. Кто согласится сидеть рядом с больным и ждать подходящего момента? Даже если вдруг кто-то и согласится, как долго он готов ждать и возиться с расслабленным? Ведь, скорее всего, будет необходимо предпринять несколько попыток. Ангел сходит не каждый день. Народу много. Исцеление получает лишь один. Согласитесь, на такой поступок может быть способен лишь кто-то очень близкий. Вот такого у расслабленного не было.
Евангелие не передает всю горечь тех интонаций, которые звучат в его голосе, когда Он говорит со Христом. Но совершенно нетрудно представить, как себя ощущал этот бедолага. Он был преисполнен чувством одиночества, покинутости и обиды. Он переживал это каждый день на протяжении 38 лет. И всякий раз, когда он получал отказ на просьбу помочь ему или же когда видел, как получали исцеление те, кому посчастливилось иметь близкого человека, эти чувства все глубже укоренялись в его сердце.
Господь исцеляет тело расслабленного. Но не исчезает внутренняя болезнь. Видимо, тот дух безразличия, который калека видел в глазах окружающих, полностью овладел его сердцем. Поэтому и говорит ему Христос: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже. В этих словах чувствуется обеспокоенность и предупреждение. Господь, видит, что в сердце теперь уже телесно здорового человека продолжают скрываться боль, разочарование и обида. До такой степени он сроднился с ними за эти годы, что не хочет отпускать. И теперь они просто ждут своего часа, чтобы вновь проявиться.
Так и произошло. Буквально в следующей сцене мы видим, как получивший исцеление по своей воле идет и рассказывает иудеям о том, что Тот, Кто вылечил его в субботу и повелел нести свою постель, — это Христос. Тем самым он дает противникам Спасителя еще один повод обвинить Его в нарушении закона. Ведь, согласно иудейскому обычаю, работать в субботу нельзя. А врачевание и переноска постели рассматривалась именно как работа. Так порой действует душевная болезнь. Сильнейшая боль, которая копилась в этом человеке многие годы, вылилась на Того, Кто оказался ему ближе всех и даровал подлинную милость. Древнее предание усугубляет поступок расслабленного. Говорят, что иудейские начальники за такую услужливость взяли его на службу в охрану первосвященника. И в ночь предательства именно он ударил Спасителя по щеке во дворе архиерея. Что еще худшего может случиться с человеком?
Весьма важную духовную закономерность открывает нам этот евангельский эпизод. Речь даже не о том, что своим равнодушием мы умножаем зло на земле и наносим вред как самим себе, так и более слабым близким, которые заражаются этим духом. Но в первую очередь о том, что есть раны, которые даже Бог уврачевать не в силах. В ответ на наши страдания и просьбы Господь может лишь предложить нам лекарство. Но власть принять или отвергнуть Его благодать исключительно в наших руках. Трагедия в том, что порой мы так увлечены своими обидами, своими претензиями к окружающим, мы так привыкли страдать от одиночества и покинутости, так сосредоточены на требованиях справедливого возмездия, что, даже когда получаем от Бога многочисленные милости, остаемся крайне неудовлетворенными. Господь дает нам просимое и даже сверх того, а нам этого мало. Мало, потому что в сердце пусто. Потому что в нем память о боли, которую нам доставили люди. И нам страшно расстаться с этой болью. Потому что как жить иначе, без нее, мы не знаем. Мы не привыкли так жить. Мы боимся думать, говорить и действовать так, будто ничего и не было. Ведь не в наших правилах забывать. А потому эта боль продолжает изливаться на тех, через кого Бог подает нам Свою благодать.
Поэтому Господь и призывает нас сегодня: не бойся тех ветхих законов, по которым ты жил раньше, встань, возьми постель твою и ходи. Я дал тебе Свою благодать. Но только от тебя зависит, останутся ли в твоем сердце сетования, жалобы, обиды и претензии к людям и Творцу. А потому и начать ли жить новой жизнью, зависит исключительно от тебя самого.