Традиция наречения имени имеет давнюю историю. В библейской культуре имя всегда несло в себе особый смысл, служило характеристикой человека, указывало на его определяющее качество, выражало отношение к ребенку родителей, ожидания, которые они связывали со своим чадом.
Так, первый человек, сотворенный из праха земного, получил имя Адам, что и переводится как «земля» или «глина». А его жена, ставшая прародительницей всего человечества, носила имя Ева, то есть «дающая жизнь». Супруга Навала — библейского персонажа, который отличался буйным нравом, свирепостью и недальновидностью — Авигея извиняется за своего мужа перед оскорбленным им царем Давидом, ссылаясь на его имя (Навал буквально означает «безумный»): Пусть господин мой не обращает внимания на этого злого человека, на Навала; ибо каково имя его, таков и он. Навал — имя его, и безумие его с ним (1 Цар 25:25).
В Священной истории имена могли заключать в себе и пророчество о будущей миссии новорожденного. В этом случае они давались по прямому указанию Божию. Такими пророческими именами были имя Иоанна Крестителя (благодать Божия, Бог милует) и Самого Спасителя — Иисус (Господь — спасение). В Ветхом Завете встречаются истории, когда Господь вносит изменения в имена, которые становятся символами будущего или прошлого опыта людей. Так, Аврам, избранный родоночальником еврейского народа, получает имя Авраам, что значит «отец множества», а Иаков, во время скитаний в пустыне боровшийся с некоей сущностью, — Израиль, то есть «тот, кто борется с Богом».
Все истории, связанные со значением имени, которые мы находим в Библии, подчеркивают важность, которую древние люди придавали именам. Однако мы не находим никаких указаний, что имя, даваемое при рождении, за исключением данных по прямому указанию свыше, влияет на судьбу человека.
Зато есть много противоположных примеров. Ева, понадеявшаяся, что ее первый сын станет обещанным Богом искупителем, назвала его Каин — «приобретение от Бога», а когда у нее родился второй сын и она поняла, что ее надежды не оправдались, дала ребенку имя Авель — «дуновение, ничтожность, нечто скоропреходящее», которое было призвано подчеркнуть ее разочарование. В итоге «приобретение от Бога» вошел в историю как первый убийца, а «ничтожность» оказался праведным, боголюбивым и кротким человеком. Имя Иуда — «хвала Господу», которое часто встречается в Библии, — носили люди самых разных качеств, достоинств, недостатков и пороков. Это и древний патриарх Иуда, родоначальник колена, из которого произошел Спаситель, и прославленный вождь национально-религиозного сопротивления Иуда Маккавей, и апостол Иуда Искариот, благодаря которому имя стало синонимом предательства.
От человека зависит, покроет он свое имя величайшей славой или несмываемым позором. Определяющим фактором выступает тут не значение имени, а решимость следовать воле Божией и исполнять данные Им заповеди или стремление построить свою жизнь вопреки Божественной правде.
В русской религиозной философии большое значение имени придавал священник Павел Флоренский, посвятивший вопросам ономатологии (науки о именах собственных) несколько фундаментальных сочинений. Он полагал, что в именах заложены определенные качества, которые при определенных условиях могут быть усвоены человеком в процессе формирования личности. Однако имя, по его же словам, не предопределяет нашу жизнь, которая находится в руках Божьих. «Имя само по себе не дает хорошего или плохого человека, — писал о. Павел. — Оно — лишь музыкальная форма, по которой можно написать произведение и плохое и хорошее».