Вопрос читателя:
Добрый день. Моя подруга с разницей в несколько лет потеряла двоих детей: сын разбился на мотоцикле, дочь умерла из-за осложнений после родов. Подруга часто ходит в церковь, молится, она очень верующий человек.
Она спросила у батюшки, как же так, что Бог забрал у нее детей и она осталась совсем одна? Так вот священник ей ответил, что это правильно, что дети ушли первые и что там они дома, а здесь им было плохо. И привел аналогию со спасательной операцией, например, когда эвакуируют после схода лавины, кого первым посадят в вертолет? Конечно, детей, а взрослые остаются дальше ждать.
Мне такое объяснение показалось странным, хоть мою подругу оно и успокоило. Я не знаю, как себя вести с ней и принять ли тоже такое объяснение от священника. Неужели это благо — что дети ушли первыми? Им обоим не было и 30 лет.
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Здравствуйте!
В Вашем письме два вопроса — как вести себя с подругой и верно ли объяснение священника.
По первому вопросу все как будто просто: подруга приняла предложенное ей объяснение, успокоилась. Она живет, молится о погибших детях, думаю, что заботится о внуке или внуках, которые у нее есть. И лучшее, что Вы можете для нее сделать, — это поддерживать ее на этом пути. Например, предложить вместе зайти в храм и поставить свечку о детях, помолиться, подать записку. Если подруга спокойно и с миром пересказывает эти слова священника, которые ей помогли — выслушайте, кивните, обнимите свою подругу и поддержите разговор о том, как хорошо, что дети сейчас с Богом, что есть мать, которая о них помолится, и есть внуки, которые продолжат их на этой земле. Это самое хорошее и правильное, что требуется сейчас, в ситуации такого большого горя.
Теперь что касается правильности объяснения. Думаю, священник нашел верные слова, потому что они сработали. И еще мы знаем, что Господь всегда знает лучше нас, что именно нам нужно. Мы смотрим из перспективы земной жизни, имея только ограниченную информацию из нашего знания и опыта. Господь смотрит из перспективы вечности и обладая полнотой знаний и о том, что было, есть и будет в мире земном, и о том, как все будет в мире вечном, куда душа попадает после отделения о смерти. И в этом смысле Промысл Божий, конечно же, ведет человека по лучшему пути и допускает случиться только и исключительно тому, что является лучшим с учетом абсолютно всей совокупности обстоятельств жизни и земной, и вечной. Только при активном богоборчестве Господь оставляет человека с его выбором. И всегда оставляет для человека возможность вернуться к Нему.
Так что то, что случилось, в конечном итоге — это вариант наилучший. А понять, почему он лучший, мы вряд ли сможем сейчас, живя на земле.
Храни Господь!