Как справиться с агрессией ребенка?

Годовалый малыш шлепает маму по лицу, милая первоклассница вцепляется в волосы соседки по парте, подросток пинает портфель и швыряет учебники. Проявления детской агрессии озадачивают и огорчают взрослых. А если это происходит на людях, то компрометируют и заставляют стыдиться. Почему ребенок размахивает кулаками? В чем причины агрессии у детей, какова роль родительской реакции и что делать?

В проблемах агрессии у детей разбираемся со Светланой Николаевной Ткач, детским психологом, специалистом по психологии развития и возрастной психологии.

Что такое агрессия

Термин «агрессия» всегда применяется к действиям враждебного, чаще социально неприемлемого и деструктивного характера.

Как правило, агрессию связывают с эмоцией злости, но это не всегда верно, так как она может произрастать и из чувства страха, вины, стыда или других отрицательных переживаний.

Первые проявления агрессии у детей заметны уже в возрасте одного года. Ребенок может замахиваться, драться, кусаться, брыкаться. Чаще такое выраженное поведение можно встретить в период кризиса, который сопровождается бурным негативизмом.

Причины агрессии

У исследователей до сих пор нет единого взгляда на природу агрессивного поведения у детей. Среди причин отмечают и физиологические особенности, и качество социального взаимодействия — в семье и со сверстниками.

Физиологическими причинами могут быть:

  • задержка речевого или психического развития,
  • незрелость мозговых структур,
  • расстройства аутистического спектра,
  • снижение слуха.

В самом раннем возрасте агрессия является реакцией на неприятные действия или способом отстаивания своей независимости.

В дошкольном возрасте (3–7 лет) причинами могут стать:

Проверка границ дозволенного

— ребенок может выяснять, какие его действия будут восприняты спокойно, а какие будут оценены как недопустимые;

Кризис трех лет

— его суть в стремлении к самостоятельности, часто можно увидеть взрыв негативизма, бунт и упрямство;

Адаптация к новым условиям

— появление в семье младшего ребенка, переезд, развод родителей, привыкание к детскому саду. Стресс от большого количества новых или дискомфортных ощущений и впечатлений может порождать агрессивные всплески;

Речевые трудности

— дети в возрасте 2-4 лет не всегда владеют активной речью, есть тенденция к задержке речевого развития, что влечет за собой большие сложности в коммуникации вне семьи, и это также может приводить к агрессивным действиям;

Трудности игровой коммуникации

— неумение ребенка вступать в игру и придерживаться правил.

Как для дошкольников, так и для детей постарше и даже взрослых характерны следующие причины агрессивного поведения:

Недостаточность развития самоконтроля

— здесь большую роль играет зрелость мозговых структур;

Возрастные кризисы

— 7 лет, подростковый, нормативные кризисы взрослых всегда сопровождаются яркими эмоциональными проявлениями;

Неадекватная самооценка

— проблемой может стать как заниженная самооценка, так и завышенная;

Переживание травмирующих событий

— в этом случае проявление агрессии становится способом снять напряжение;

Семейное неблагополучие

— напряженная обстановка в семье и повторение стиля взаимодействия одного из родителей.

Важнейший фактор реакция взрослых на агрессивное поведение ребенка.

Как пишут специалисты по психокоррекционной работе с агрессивными детьми Г. Б. Монина и Е. К. Лютова, если родители резко подавляют агрессивность у своих детей, это качество не исчезает, а, наоборот, вырастает в чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы. Если же они вовсе не обращают на нее внимания, ребенок очень скоро начинает считать, что такое поведение дозволено. Только родители, умеющие находить «золотую середину», могут научить своих детей справляться с агрессией.

Читайте также:

Ребенок в школе обижает одноклассников

Как справиться с агрессией ребенка?

С самого раннего возраста малыша маме важно выработать правильную реакцию на неприемлемое поведение. Необходимо серьезное отношение к попыткам ударить другого. Неприемлемо кричать, ругать и «давать сдачи». Не стоит умиляться или смеяться в ответ на попытку ударить вас — это искажает представления ребенка о чувствах других людей. Нужно защитить себя, остановив замахнувшуюся ручку, строго и твердо сказать: «Нет, меня бить нельзя» или «Я не разрешаю меня бить». Также полезно проговаривать чувства ребенка, чтобы помочь ему научиться их вербализировать: «Ты сейчас разозлился, потому что…»

В любом возрасте необходимо развивать у детей умение говорить о своих чувствах, договариваться, запоминать и выполнять правила (игры, группы, школьные правила).

Важно развивать эмпатию, обращать внимание ребенка на эмоциональную сторону жизни, обогащать его словарь эмоциональными терминами (ласково, тоскливо, грустно, весело, грубо, обидно) — это поможет ему лучше понимать свои чувства и чувства окружающих, даст возможность объяснить другим свое состояние и избежать многих конфликтов.

С малых лет можно и нужно приобщать ребенка к милосердию и добросердечию, показывать на собственном примере, как разрешать конфликты и взаимодействовать в трудных ситуациях, воспитывать в ребенке принятие себя и способствовать формированию адекватной самооценки.

Вместе с тем бояться агрессии не стоит, как и пытаться жестко ее подавить. Она склонна накапливаться и выливаться в еще более неблагоприятные формы. Ребенку нужно предоставлять возможность выражать свои чувства.

Дошкольнику можно предложить сделать это через творчество. Например, рисовать пальчиковыми красками на большой поверхности, предназначенной для свободного рисования. Часть негативных эмоций может помочь выплеснуть рисунок на тему «Мой страх», «Моя печаль», «Моя злость» и тому подобное. Также можно вылепить свои чувства из пластилина.

Всегда бывает полезно присоединить конструктивную физическую активность: совместное катание на лыжах, катание с горки, бассейн, футбол, прогулки в лесу. Хороши любые спортивные секции, кроме связанных с борьбой и боксом, так как они могут, напротив, излишне стимулировать агрессивность. Хорошо подключить творческие кружки: вокал, ритмику, художественную школу.

Здорово бывает «прокричаться» в безопасной форме или месте (в мешочек для крика или в лесу).

В коллективе детей хорошо работают игры, предложенные психологами Г. Б. Мониной и Е. К. Лютовой: «Два барана», «Обзывалки», «Толкалки», «Жужа», «Рубка дров», «Ворвись в круг», «Тух-тиби-дух». Они, с одной стороны, являются способом легального выплескивания гнева, а с другой — способствуют снижению вербальной и невербальной агрессии.

Безусловно, один из самых продуктивных способов работы со своими чувствами — проговаривание этих чувств другому в безопасной обстановке, где тебя не осудят, а постараются помочь.

Подросткам и взрослым может помочь написание писем. Это помогает снять напряжение и переработать накопившиеся эмоции. Главное правило — не отправлять эти письма, лучше уничтожить их любым удобным способом, например, разорвать.

Но такие методы хороши в отложенной проработке, когда состояние аффекта уже позади. Ребенка стоит научить, как помочь себе в ситуации острого переживания.

Способы, которые могут помочь ребенку быстро успокоиться:

  • обращать внимание на свое дыхание, медленно выдыхать и быстро вдыхать;
  • выпить стакан воды медленными глотками;
  • выйти из ситуации (в буквальном смысле слова: выйти из комнаты, из класса, отойти от группы детей);
  • мысленно переключиться на любую рациональную деятельность (например, досчитать до 10).

Иногда мы, взрослые, можем интерпретировать поведение ребенка как агрессивное, однако дети с определенными особенностями (гиперактивность, расстройства аутистического спектра), активно двигаясь, могут задевать или толкать окружающих, не имея цели их обидеть.

Но есть и такие проявления агрессии, которые нельзя оставлять без внимания, так как они могут свидетельствовать о серьезных нарушениях психики.

Какие проявления агрессии должны насторожить?

  • неадекватность реакции, когда агрессия чрезмерна относительно стимула или требуется незначительный повод для бурной реакции;
  • агрессия сверхжестока или сопровождается садистическими высказываниями («всех убью», «выпущу кишки» и т. п.);
  • долгое застревание в этих чувствах;
  • навязчивые агрессивные фантазии.

Заметив один или несколько из этих признаков, необходимо обратиться к специалисту. Это может быть психолог, клинический психолог, психиатр.

И главное, о чем должны помнить родители: помочь ребенку справиться с любыми его чувствами они смогут, только сохраняя хорошие, доброжелательные отношения с ним. Эта крепкая связь всегда будет опорой при преодолении любых жизненных невзгод. Ведь ребенок, как бы он себя ни вел, нуждается в ласке и помощи взрослых. Часто агрессивные дети чувствуют себя отверженными, никому не нужными, и их поведение — это прежде всего отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие события и способ привлечения внимания взрослых и сверстников.

Протоиерей Василий Васильевич Зеньковский, исследуя внутренний мир ребенка и причины тех или иных его поступков, так пишет в своем труде «Психология детства»: «Мы видим, что обычные упреки, посылаемые детям, в том, что они жестоки, — несправедливы. Если мы освободимся от неверного суждения о том, что называется детской жестокостью, то и психология детского гнева предстанет перед нами в более правильном освещении. Детский гнев более чист, чем наш; ассоциация гнева и злобы, столь частая у взрослых, редка у детей. Можно даже утверждать, что появление злобы у детей есть верный симптом тяжелой наследственности или скверных условий жизни ребенка».

0
2
Сохранить
Поделиться: