24 марта 2024 года — первое воскресенье Великого поста. В церковном календаре оно называется Неделей Торжества Православия. Евангельское чтение этого дня рассказывает историю о Нафанаиле, искреннем, благочестивом, человеке, который находился в состоянии духовного поиска. Этот поиск закончился в момент встречи с Иисусом Христом. Разговор со Спасителем стал для него личным торжеством Истины и Силы Божией. Как же нужно жить, чтобы сделать произошедшее с Нафанаилом частью нашего личного опыта? Читайте вместе с нами Евангелия воскресных дней.
На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною. Филипп же был из Вифсаиды, изодногогорода с Андреем и Петром.
Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.
Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. Нафанаил отвечал Ему: Равви́! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего.
И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому (1 Ин 1:43–51).
Во времена земной жизни Спасителя в Палестине было немало знатоков Писания, духовных учителей, а также ярких проповедников, которые выдавали себя за долгожданного Мессию. Случалось, что благодаря своей харизме эти самопровозглашенные пророки возбуждали простой народ и вовлекали его в разного рода политические авантюры. Идеей фикс каждого из них было свержение власти Римской империи и восстановление древнееврейского царства. История свидетельствует, что ни одно из этих предприятий не закончилось успешно. Рим жестоко подавлял народные волнения.
А поэтому, когда Филипп сообщает Нафанаилу о том, что нашел Мессию-Христа, тот реагирует на эту новость весьма скептически. Кто знает, что это за человек? Возможно, очередной лжепророк? К тому же Он из Назарета. А Назарет того времени — город с дурной репутацией. Вряд ли оттуда стоит ожидать явление человека Божия. Как известно, от осинки не родятся апельсинки. Да и в Писании говорится, что Мессия придет из Вифлеема. И будет Он не сыном никому неизвестного плотника, а потомком царя Давида. Вот какие мысли проносятся в уме Нафанаила. Одни сплошные «но». Житейский опыт кричит ему: нет Истины в том человеке. Выслушав эти сомнения, Филипп говорит ему: «Ты можешь думать, что хочешь, но просто пойди и посмотри. Потом и примешь решение».
И вот здесь происходит нечто удивительное. Нафанаил идет. И после краткого диалога со Христом у него пропадают всякие былые сомнения. Он с ходу исповедует Иисуса обещанным Мессией. Что же такого сказал Нафанаилу Господь? Всего пару фраз: когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. Смоковница — это дерево, которое, благодаря своим широким листьям, служит прекрасной защитой от палящего солнца Палестины. Небольшой оазис, подходящее место для отдыха, для размышления и молитвы.
Существует предание, что незадолго до встречи с Филиппом Нафанаил сидел в тени этого растения, погруженный в молитвенные рассуждения. Как человек благочестивый, Он всем сердцем ждал прихода Спасителя. Однако в сердце его была печаль, а возможно, и разочарование, что Бог медлит и не спешит исполнить обещанное. Видимо, это и было содержанием сокровенной беседы, которую он вел с Творцом. И Господь в ответ утешал его. И вот теперь он узнает своего Незримого собеседника в Человеке из Назарета. Перед ним Тот, Кому он изливал самые потаенные чаяния своей души. Какие еще нужны доказательства? Пророчества исполняются на глазах. Сама Истина лично стоит перед Нафанаилом. Потрясенный он и произносит: «Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев».
Вот о какой силе христианской веры сегодняшний праздник Торжества Православия. Это сила свидетельства о Боге, против которой невозможно устоять. Сила, которой не может противостоять ни житейский опыт с его болью и страданиями, ни человеческая ученость с ее сомнениями и скепсисом. Это сила, которая открывает нам Истину, нанося удар прямо в сердце. Сила, которая способна вернуть к жизни самого черствого, циничного и разуверившегося человека. Вдохновить его на благородные поступки, поднять его мысли и чувства на недостижимую дотоле высоту. Это сила Христовой Пасхи. Как же обрести эту силу?
Если бы Нафанаил не сдвинулся с места и не прислушался бы к Филиппу, Он так и остался бы в своих сомнениях. Он не перестал бы быть благочестивым человеком. Вероятно, так и продолжил бы каждый день сидеть под смоковницей, погруженный в молитвенные размышления о своей судьбе и судьбах своего народа. Но он понудил себя, встал и пошел. Возможно, пошел нехотя. Однако в итоге получил неизмеримо больше, чем даже мог себе представить. Истина стала содержанием его внутреннего мира. И он смог свидетельствовать о Ней всей вселенной.
Парадокс! Можно быть церковным человеком, но пребывать в сомнениях и быть исполненным разного рода разочарований. Жить словно в оцепенении и какой-то душевной полудреме. Все ждать того самого момента, когда Господь наконец-то явит Себя и все изменится. И вздыхать: «Ну где же Ты, Господи, и где это самое Торжество Православия в моей жизни?» Не будем заблуждаться. Под лежачий камень вода не течет. В полноте Сила Божия открывается лишь тому, кто понуждает себя встать и совершить конкретные действия. Тому, кто каждый день, в любой ситуации, по отношению ко всякому встречному, зачастую через не хочу, старается исполнить Евангелие Христово и его главную заповедь — заповедь о жертвенной любви. Лишь тот, кто воспитывает в себе этот навык, получает опыт реального присутствия Бога в своей жизни. Такой человек наполняется Его благодатью и становится способен являть силу и славу православной веры всем тем, кто встречается ему на жизненном пути.