Вопрос читателя:

Только в прошлом году я поверил в Бога и впервые пошел сам на службу. В этом году созрел для генеральной исповеди, к которой долго готовился, но, слава Богу, сделал это. Но как таковой духовной жизни, кроме чтения Писания, работы над собой, домашней молитвы у меня нет. Стараешься поступать по-христиански, где-то получается, где-то не очень. Но чтобы регулярно посещать воскресную службу, исповедь, причастие — этого нет. Я и не причащался то ни разу. И тут я выделяю то, что мне собственно мешает: 1. первое и самое главное — я стесняюсь. Это глупо для взрослого человека, понимаю. Но то, как на меня смотрят люди (родные или знакомые), снисходительно-пренебрежительно, когда узнают, куда я иду, просто прибивает меня на месте: «Ты что, опять в церковь идешь?»; 2. опять же, навязанное обществом: в церкви очень много женщин, а мужчин почти нет. На самом деле, не совсем так, у нас это примерно 80-20 % в пользу женщин в субботу, и 70-30% в воскресенье, из которых молодёжи очень мало. И я, приходя, чувствую себя белой вороной. Мне было бы намного легче, если бы кто-то из моих друзей также ходил в церковь. Мы бы тогда друг друга могли заставлять, не насильно, конечно, но вдвоем было бы проще; 3. возможно, также я не до конца проникся тем, зачем, собственно, приходить в церковь и причащаться.

Александр

Ответ священника:

Дорогой Александр, я очень приветствую Ваше желание быть с Богом и стремление к Нему. Помоги Вам Господь на этом добром и онтологически необходимом человеку пути!

Поскольку Вы находитесь без духовного руководства, неудивительно, что, можно сказать, методически Вы не вполне верно выстраиваете свое вхождение в духовную жизнь. Как в любой области, тут необходим наставник и некоторая «дорожная карта», чтобы было кому Вам сориентировать в плане направления и того, какими задачами нужно заняться в первую очередь, какие включить потом, а также чтобы было кому проводить, условно говоря, контроль и аудит того, как Вы двигаетесь, и корректировать Ваше движение. Вам необходим своего рода гайд по духовной жизни, и поэтому давайте я немного (а может быть, не так уж немного) подправлю Вашу расстановку приоритетов и заодно прокомментирую страхи, которыми Вы поделились.

То, что Вы поместили на третьем месте, на самом деле стоит на первом. Духовная жизнь — это отношения с Богом, а работа над собой — это по сути работа над устранением того, что мешает Богообщению и взращиванием того, что этому общению и единению с Творцом помогает.

Про Божественную литургию у нас есть текст с ответом на Ваш вопрос: В чем смысл Божественной литургии?, а внутри него гиперссылка на целый курс о Таинстве Причастия. Человек — существо не изолированное от других, а существующее в сообществе, и Церковь, сообщество христиан, это как раз та общность, в которую естественно интегрироваться тому, кто хочет быть со Христом, потому что Христос так устроил, что есть Церковь и Он Сам является Ее главой. И помимо личных отношений с Богом и Вашего собственного пути существует целый ряд практик, которые созданы, установлены именно для сообщества, для Церкви. И именно в Церкви существуют Таинства, в которых человек черпает благодать от Бога, которая необходима ему для того, чтобы жить эту жизнь, фиксить, говоря образно, баги в своей внутренней жизни и развивать то, что дает душе жить полноценно. И молитвы есть личные и общественные, церковные, и для полноты духовной жизни человеку нужны и индивидуальные, и церковные, скажем так, духовные практики. Остальное посмотрите по ссылке или, например, в этих материалах: Зачем нужно причащаться? Отвечает священник и Спасение от нелюбви. Что такое причащение и зачем оно нужно. Я не могу добавлять много гиперссылок, но в поисковой строке Вы можете набрать «Причастие» и почитать остальные тексты.

Ответы на 1 и 2 пункты вытекают из того, что я написал выше. Если Вы для себя уже поняли, что Вам важно иметь отношения, общение и связь с Творцом, Вы понимаете, что именно в Церкви оно реализуется в полноте и там есть люди, которые могут Вас научить духовной жизни и помочь сориентироваться, все остальное оказывается вторичным, потому что вот Бог, вот Вы и Вы к нему идете. Это как дружбе или любви: если есть девушка, которую Вы любите, Вам неважно, что о ней говорят или думают другие, потому что лично Вы понимаете, что она Вам нужна, и точно так же дружба: есть Ваши друзья, Вы понимаете, что они дороги Вам, Вы важны им, вы общаетесь, а что и кто о них думает — это не так важно.

Вас, конечно, смущает лукавый, который подменяет приоритеты, переворачивает иерархию ценностей и в итоге вместо самого главного, сути, у человека на первом месте оказываются внешние вещи (кто что скажет, есть ли кто-то, кто будет его мотивировать идти в храм, что о нем подумают и так далее). И я думаю, что Вам очень важно — не только для духовной жизни, но во многом и для личной, — для себя по-взрослому, по-мужски, понять, что конкретно существенно для Вас, и научиться отделять Ваши приоритеты от приоритетов других людей. Логично, что для христианина на первом месте Господь, а для нецерковного человека, к тому же, воспитанного вне Церкви, а то и в духе атеистической пропаганды, Бог оказывается где-то вне контекста его жизни, и он искренне не понимает, зачем Он нужен. Соответственно, эту мысль он Вам и выражает, а так как в некоторых кругах принято непонимание выражать вместе с насмешкой (может быть, чтобы вдруг самому не обнаружить, что ты неправ и на самом-то деле надо разобраться с тем, что не понимаешь), мы имеем то, что Вы описываете в п. 1. Вы можете просто сказать своим близким: «А для меня Церковь теперь важна. Я пока не могу сформулировать, почему, но знаю, что мне это нужно. Мне неприятно, грустно, неловко, когда Вы смеетесь над тем, что мне важно и дорого. Пожалуйста, не делайте этого, потому что у нас в семье ведь не принято высмеивать то, что важно кому-то из родных. Давайте будем уважать друг друга». Это примерный текст, но, полагаю, если Вы обозначите, что Церковь Вам важна, родные примут это к сведению. Объясните им все потом, когда сами разберетесь с духовной жизнью, пока Вам надо сформировать Ваше собственное понимание.

Если родные и друзья будут упорствовать — молитесь о себе и о них, просите Бога помочь Вам преодолеть это все. А насчет друзей, возможно, Вы просто увидите, кто Вам друг, а кто не совсем. Это горько, но бывает. Но в принципе люди обычно с уважением относятся к твердой позиции другого.

Что касается п.2, думаю, Вы уже понимаете, что отношения с Богом, Творцом Вселенной, и тот факт, что в храме больше женщин, — это совершенно несопоставимые по значимости вещи. Кроме того, возможно, это повод задуматься о том, что женщины-то, на поверку, к Богу идут, хотя тоже могут терпеть непонимание и насмешки дома, в т.ч. от мужей. И что же, мужчины слабее духом, чем женщины? Неужели так? Может быть, стоит набраться смелости и пойти к тому, что важно, глядя хотя бы и на этих женщин, которые не постеснялись? Так и мужчин в храме будет больше. А, возможно, и Вы через несколько месяцев кого-то с собой привлечете. Вы все ждете кого-то, кто Вас отведет за руку, как маленького... Но Вы взрослый человек и, может быть, в этом и есть Ваше испытание и взросление — не ждать, а идти самому, потому что для Вас это важно (мы все время возвращаемся к одной и той же теме, видите?).

А так начнете ходить, присмотритесь к приходской деятельности — поездкам, какому-то волонтерству, учебе и так далее — и обретете новых друзей. Так и «белой вороной» быть перестанете.

Дерзайте, дорогой Александр!

Бог в помощь!

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
0
9
Сохранить
Поделиться: