Вопрос читателя: 

Давно волнует вопрос, на который, к сожалению, никто не дает ответа, а ведь ясность в этом очень важна! Как мне кажется, очень! Потому что без ясного ответа на этот вопрос люди, последовавшие за Христом, не поймут, как им дальше праведно жить и строить здоровые межполовые отношения в ракурсе брака.

Господь сказал: «Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» Евангелие от Матфея. Глава 19.

Тогда нужно задать несколько вопросов:

  1. Как определить: что сочетается Богом, а что не Богом?
  2. Все ли союзы мужчин и женщин есть по сочетанию их Богом, или не все?
  3. Если не сочетаны Богом, то кто тогда эти люди друг другу: сожители, друзья или…?
  4. В какой момент мужчина и женщина становятся мужем и женой: а) в момент интимной близости; б) в момент объявления их в ЗАГСе мужем и женой; в) в момент венчания при совершении Таинства венчания?
  5. Если не всё сочетается Богом, а есть то, что сочетается людьми, то и брак, получается, есть: а) настоящий, от Бога, который люди не имеют права разрывать; б) не настоящий, мирской, не небесный, который можно заключать хоть десять раз и разрывать десять раз, пока не получится настоящего?

Без ответа на эти вопросы говорить об исполнении заповеди Божией о браке нет смысла, потому что Его воля просто будет не понятой и будут раздражение, обиды на Церковь и прочее ненужное нам всем.

Василий

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов: 

Дорогой Василий, когда речь идет о толковании Священного Писания, первое, что необходимо сделать, — это обратиться к его толкованиям. Отвечу сразу на 4 вопрос: есть нормальный порядок, при котором люди встречаются, решают, что они хотят всю жизнь быть вместе, затем регистрируют свои отношения и венчаются, испрашивая у Бога благословения на брак. В брак люди вступают добровольно, но если уже вступили, то несут в полноте ответственность за созданный союз, равно как и имеют право в полноте радоваться тому, что дает брак. Любой другой порядок — это искажение этой заданной нормы, а от искажений лучше стараться себя оградить.

О том, что мужчину и женщину сочетает Бог, это имеется в виду, что Он сотворил два пола — мужской и женский, которые соединяются в брачном союзе. Речь в Евангелии не о конкретных парах, а именно о полах. Причем соединяются уже конкретный мужчина и женщина в браке таких образом, чтобы более не разлучаться, не разводиться и других супругов себе не искать. Это нормальный порядок.

Привожу толкование на эту главу святителя Иоанна Златоуста:

"Что же Он им отвечает? Он не сказал: что мя искушаете, лицемери (Мф 22:18)? Хотя после так говорит, но здесь этого не сказал. Почему же? Для того, чтобы вместе с Своим могуществом показать кротость. Он не во всяком случае молчит, чтобы не подумали, что Ему неизвестно; не всегда и обличает, чтобы научить нас, что все должно переносить с кротостью. Как же Он отвечает им? Несте ли чли, яко сотворивый искони мужеский пол и женский сотворил я есть? И рече: сего ради оставит человек отца своего и матерь, и прилепится к жене своей, и будета оба в плоть едину, якоже ктому неста два, но плоть едина! еже убо Бог сочета, человек да не разлучает (ст. 4-6). Подивись мудрости учителя! На вопрос: аще достоит? Он не тотчас отвечал: не должно! чтобы они не возмутились и не наделали шуму; но прежде решительного ответа Он предварительно сделал его уже очевидным, объяснив, что и Его повеление есть заповедь Отца Его, и что Он установил ее, не противореча Моисею, а в полном согласии. Заметь, что Он утверждает Свои слова не только тем, что Бог сотворил мужа и жену, но и заповедью, которую Он произнес после их сотворения; Он не сказал, что Бог только сотворил одного мужчину и одну женщину, но и то, что велел им — одному и одной — между собою соединиться. А если бы Бог хотел, чтоб жену оставляли и брали другую, то сотворил бы одного мужчину, и многих женщин. Итак, как образом творения, так и определением закона Иисус Христос показал, что муж с женою должны соединиться навсегда, и никогда не разлучаться. И смотри, как говорит: сотворивый искони, мужеский и женский пол сотворил я есть, то есть: так как они произошли от одного корня, то и должны соединиться в одно тело: будета, говорит, оба в плоть едину. Потом, представляя, как страшно нарушать это повеление, и утверждая закон, не сказал: итак не расторгайте, не разделяйте, но: еже Бог сочета, человек да не разлучает. Если ты ссылаешься на Моисея, то я указываю на Господа Моисеева, и притом утверждаю древностью установления. Бог искони мужеский пол и женский сотворил я есть. И этот закон есть самый древний (хотя и вводится, по-видимому, теперь только Мною), и установлен с особенным тщанием. Не просто Бог привел мужа к жене, но велел оставить и матерь, и отца; и не просто приказал придти к жене, а прилепиться, самыми словами показывая нерасторжимость. Но и этим не удовольствовался; Он еще потребовал другого соединения, теснейшего: будета, говорит, оба в плоть едину. Таким образом, изложив древний закон, делом и словом установленный, и доказав его достоверность тем, Кто дал его, Он со властью далее изъясняет его, и усиливает словами: сего ради ктому неста два, но плоть едина. Следовательно, как рассекать плоть есть дело преступное, так и разлучаться с женою — дело беззаконное. И на этом еще не остановился, но в подтверждение указал на Бога, говоря: еже Бог сочета, человек да не разлучает. Этими словами Он показывает, что разводиться — дело противное как природе, так и закону: природе, поскольку рассекается одна и та же плоть; закону, поскольку вы покушаетесь разделить то, что Бог соединил и не велел разделять".

А вот как толкует это блаженный Иероним Стридонский:

"Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает [У переводчика по старому Синодальному русскому переводу: Итак, того, что соединил Бог, человек да не разлучает. - Ред.]. — Бог сочетал [У переводчика по старому Синодальному русскому переводу: соединил. - Ред.], сделав одною плоть мужчины и женщины; [никакой] человек не может разделить ее, кроме одного только Бога. Человек разлучает тогда, когда отпускает первую жену вследствие желания иметь жену другую; Бог же разлучает, — Бог, который и соединил, — тогда, когда ради служения Богу, по взаимному соглашению (потому, что время близко), мы имеем жен так, как будто мы не имеем их [1 Кор 7:29]."

Храни Вас Бог!

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
3
0
Сохранить
Поделиться: