Как определить, что сочетал Бог? - Православный журнал «Фома»
Как определить, что сочетал Бог?

Как определить, что сочетал Бог?

5 мин.
iframe
Код скопирован

Вопрос читателя: 

Давно волнует вопрос, на который, к сожалению, никто не дает ответа, а ведь ясность в этом очень важна! Как мне кажется, очень! Потому что без ясного ответа на этот вопрос люди, последовавшие за Христом, не поймут, как им дальше праведно жить и строить здоровые межполовые отношения в ракурсе брака.

Господь сказал: «Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» Евангелие от Матфея. Глава 19.

Тогда нужно задать несколько вопросов:

  1. Как определить: что сочетается Богом, а что не Богом?
  2. Все ли союзы мужчин и женщин есть по сочетанию их Богом, или не все?
  3. Если не сочетаны Богом, то кто тогда эти люди друг другу: сожители, друзья или…?
  4. В какой момент мужчина и женщина становятся мужем и женой: а) в момент интимной близости; б) в момент объявления их в ЗАГСе мужем и женой; в) в момент венчания при совершении Таинства венчания?
  5. Если не всё сочетается Богом, а есть то, что сочетается людьми, то и брак, получается, есть: а) настоящий, от Бога, который люди не имеют права разрывать; б) не настоящий, мирской, не небесный, который можно заключать хоть десять раз и разрывать десять раз, пока не получится настоящего?

Без ответа на эти вопросы говорить об исполнении заповеди Божией о браке нет смысла, потому что Его воля просто будет не понятой и будут раздражение, обиды на Церковь и прочее ненужное нам всем.

Василий

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов: 

Дорогой Василий, когда речь идет о толковании Священного Писания, первое, что необходимо сделать, — это обратиться к его толкованиям. Отвечу сразу на 4 вопрос: есть нормальный порядок, при котором люди встречаются, решают, что они хотят всю жизнь быть вместе, затем регистрируют свои отношения и венчаются, испрашивая у Бога благословения на брак. В брак люди вступают добровольно, но если уже вступили, то несут в полноте ответственность за созданный союз, равно как и имеют право в полноте радоваться тому, что дает брак. Любой другой порядок — это искажение этой заданной нормы, а от искажений лучше стараться себя оградить.

О том, что мужчину и женщину сочетает Бог, это имеется в виду, что Он сотворил два пола — мужской и женский, которые соединяются в брачном союзе. Речь в Евангелии не о конкретных парах, а именно о полах. Причем соединяются уже конкретный мужчина и женщина в браке таких образом, чтобы более не разлучаться, не разводиться и других супругов себе не искать. Это нормальный порядок.

Привожу толкование на эту главу святителя Иоанна Златоуста:

"Что же Он им отвечает? Он не сказал: что мя искушаете, лицемери (Мф 22:18)? Хотя после так говорит, но здесь этого не сказал. Почему же? Для того, чтобы вместе с Своим могуществом показать кротость. Он не во всяком случае молчит, чтобы не подумали, что Ему неизвестно; не всегда и обличает, чтобы научить нас, что все должно переносить с кротостью. Как же Он отвечает им? Несте ли чли, яко сотворивый искони мужеский пол и женский сотворил я есть? И рече: сего ради оставит человек отца своего и матерь, и прилепится к жене своей, и будета оба в плоть едину, якоже ктому неста два, но плоть едина! еже убо Бог сочета, человек да не разлучает (ст. 4-6). Подивись мудрости учителя! На вопрос: аще достоит? Он не тотчас отвечал: не должно! чтобы они не возмутились и не наделали шуму; но прежде решительного ответа Он предварительно сделал его уже очевидным, объяснив, что и Его повеление есть заповедь Отца Его, и что Он установил ее, не противореча Моисею, а в полном согласии. Заметь, что Он утверждает Свои слова не только тем, что Бог сотворил мужа и жену, но и заповедью, которую Он произнес после их сотворения; Он не сказал, что Бог только сотворил одного мужчину и одну женщину, но и то, что велел им — одному и одной — между собою соединиться. А если бы Бог хотел, чтоб жену оставляли и брали другую, то сотворил бы одного мужчину, и многих женщин. Итак, как образом творения, так и определением закона Иисус Христос показал, что муж с женою должны соединиться навсегда, и никогда не разлучаться. И смотри, как говорит: сотворивый искони, мужеский и женский пол сотворил я есть, то есть: так как они произошли от одного корня, то и должны соединиться в одно тело: будета, говорит, оба в плоть едину. Потом, представляя, как страшно нарушать это повеление, и утверждая закон, не сказал: итак не расторгайте, не разделяйте, но: еже Бог сочета, человек да не разлучает. Если ты ссылаешься на Моисея, то я указываю на Господа Моисеева, и притом утверждаю древностью установления. Бог искони мужеский пол и женский сотворил я есть. И этот закон есть самый древний (хотя и вводится, по-видимому, теперь только Мною), и установлен с особенным тщанием. Не просто Бог привел мужа к жене, но велел оставить и матерь, и отца; и не просто приказал придти к жене, а прилепиться, самыми словами показывая нерасторжимость. Но и этим не удовольствовался; Он еще потребовал другого соединения, теснейшего: будета, говорит, оба в плоть едину. Таким образом, изложив древний закон, делом и словом установленный, и доказав его достоверность тем, Кто дал его, Он со властью далее изъясняет его, и усиливает словами: сего ради ктому неста два, но плоть едина. Следовательно, как рассекать плоть есть дело преступное, так и разлучаться с женою — дело беззаконное. И на этом еще не остановился, но в подтверждение указал на Бога, говоря: еже Бог сочета, человек да не разлучает. Этими словами Он показывает, что разводиться — дело противное как природе, так и закону: природе, поскольку рассекается одна и та же плоть; закону, поскольку вы покушаетесь разделить то, что Бог соединил и не велел разделять".

А вот как толкует это блаженный Иероним Стридонский:

"Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает [У переводчика по старому Синодальному русскому переводу: Итак, того, что соединил Бог, человек да не разлучает. - Ред.]. — Бог сочетал [У переводчика по старому Синодальному русскому переводу: соединил. - Ред.], сделав одною плоть мужчины и женщины; [никакой] человек не может разделить ее, кроме одного только Бога. Человек разлучает тогда, когда отпускает первую жену вследствие желания иметь жену другую; Бог же разлучает, — Бог, который и соединил, — тогда, когда ради служения Богу, по взаимному соглашению (потому, что время близко), мы имеем жен так, как будто мы не имеем их [1 Кор 7:29]."

Храни Вас Бог!

Задать вопрос
Задать вопрос священнику

    Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, задайте его через форму ниже. Обратите внимание: не все ответы публикуются на сайте. Если вы точно хотите получить ответ на свой вопрос, укажите е-mail — ответ придет вам на почту.

    P.S. Священник, отвечающий вам в письме, может дать только общие рекомендации. Если вы хотите получить более подробный ответ по вашей личной ситуации, необходима личная встреча со священником.

    Время ожидания ответа может быть различным в зависимости от сложности вопроса и загрузки отвечающих священников. Также в праздничные дни, дни особенной занятости священнослужителей (начало Великого поста, Страстная неделя, двунадесятые праздники и т.д.) ожидание ответа может занять более продолжительное время, чем обычно.

    Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (5 голосов, средняя: 3,00 из 5)
    Загрузка...
    13 декабря 2018
    Поделиться:

    • Виталий
      Виталий2 года назадОтветить

      Как определить: что сочетается Богом, а что не Богом?
      Все ли союзы мужчин и женщин есть по сочетанию их Богом, или не все?
      Если не сочетаны Богом, то кто тогда эти люди друг другу: сожители, друзья или…?
      В какой момент мужчина и женщина становятся мужем и женой: а) в момент интимной близости; б) в момент объявления их в ЗАГСе мужем и женой; в) в момент венчания при совершении Таинства венчания?
      Если не всё сочетается Богом, а есть то, что сочетается людьми, то и брак, получается, есть: а) настоящий, от Бога, который люди не имеют права разрывать; б) не настоящий, мирской, не небесный, который можно заключать хоть десять раз и разрывать десять раз, пока не получится настоящего?
      Ни на один вопрос заданный читателем, я не увидел ответа у протоиерей Андрей Ефанов.

    • Мария
      Мария2 года назадОтветить

      А что означает самая последняя фраза: «... Бог же разлучает, — Бог, который и соединил, — тогда, когда ради служения Богу, по взаимному соглашению (потому, что время близко), мы имеем жен так, как будто мы не имеем их [1 Кор 7:29]." ?

      • Кузнецов Михаил
        Кузнецов Михаил2 года назадОтветить

        Я нашел несколько разных толкований, и те из них, которые смотрят на этот отрывок буквально, а не метафорически, говорят примерно следующее: речь о том, чтобы не ставить супружескую жизнь превыше всего. В иудейской традиции семья имеет важнейшее значение, человек без семьи считается неполноценным, и именно состоянии семьи является одним из важнейших маркеров того, насколько человек угоден Господу (вспомните историю рождения Анны, матери Богородицы). А в этой главе апостол прямо показывает, что теперь могут спастись все, и семейные и не семейные, но отмечает, что по его мнению семейным будет сложнее совершать служение Богу, поскольку они будут сосредоточены друг на друге.

    Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь