Вопрос читателя:
Как избавиться от этих мыслей?
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Добрый день! Вас постигло искушение, говоря более современным языком, испытание, а задача человека - искушению противостоять, то есть испытание выдержать. Как церковный человек, Вы, безусловно, знаете о существовании церковных догматов и знаете догматы о Боге. На всякий случай я даю Вам на них гиперссылку. Что такое догмат? У нас есть об этом специальный материал Догмат: граница истины.
Зачем нужны догматы и почему нельзя верить в Бога без церковных догматов?
Знание догматов и обращение к ним в тех случаях, когда мысли уходят в сторону от истины, от того, как обстоят дела на самом деле, позволяют вернуть духовное равновесие и держаться правильного пути, поэтому в минуты искушений советую Вам обращаться к тексту догматов, может быть, распечатать догматы и иметь при себе, перед глазами, или в закладке в телефоне.
В любом искушении человеку лучше всего обращаться за помощью к Самому Богу, потому что Он подает силы на то, чтобы выстоять и не поддаться лжи. В момент, когда начинаются искусительные мысли, читайте короткую молитву "Господи, помилуй!" столько раз, сколько можете. Можно вслух, шепотом или про себя. Главное, чтобы сердцем и умом Вы были устремлены к Богу и вопили к Нему о помощи. Если совсем трудно, просите Его своими словами: "Господи, снова началось, помоги! Ты знаешь, в чем дело, видишь мою слабость, помоги моему неверию! Господь, не оставь, дай вернуться на путь истинный, не дай неправильным мыслям о Тебе укорениться в моем сердце!". В общем, своими словами, это я примерно написал, какими они могут быть. А Вы просто честно к Богу обращайтесь и просите, причем неоднократно и каждый раз.
Следующее церковное средство, которое надо использовать всегда, а в особенности в периоды искушений - это прибегать к Таинствам церковным, в первую очередь - к исповеди и причастию. В Таинстве исповеди человеку подается благодать Божия на то, чтобы жить, в том числе противостоять искушениям, которые бывают с ним в жизни, а еще в этом Таинстве благодать Божия врачует те раны, которые грех уже нанес душе. Например, Вам это может помочь перестроить неверный ход мыслей, о котором Вы пишете, а со временем и вовсе отказаться от него.
О мысленных грехах святые отцы рассуждали много, внимательно изучали эту проблему. Если коротко, то грех любой начинается с прилога, то есть мысли, ситуации или явления, которые могут подтолкнуть человека к размышлению о чем-либо. Подробно об этом у нас есть текст Прилог: крючок дьявола. На что ловится человек? Человек думает, что он только рассмотрит эту мысль, брать ее себе не будет, но у него хватит разума и духовных сил на то, чтобы просто посмотреть на мысль с разных сторон, а затем ее отложить. Увы! Отложить-то и не получается, потому что, начав рассмотрение, человек уходит мыслями то в одну, то в другую сторону, ему подкидываются смежные мысли, темы, какие-то факты - и все, человек ушел от молитвы. ушел от дел и весь погрузился в размышления. Что нужно делать? Отбрасывать прилоги 1. начиная молиться, 2. исповедуясь в помыслах.
Причастие - Таинство, в котором Бог и человек соединяются таинственным и непостижимым образом. Прочтите об этом наш текст Причастие. Таинство Радости. Регулярное причащение также врачует душу и дает ей возможность питаться от Самого Источника Жизни - Бога, пребывая в общении с Ним.
Особо хочу сказать о втором направлении Ваших мыслей, про сбой. Сбой такой был, но только не у Бога, а у человека! Помните историю грехопадения и можете ли сказать, почему за грех Адама и Евы расплачиваемся мы?
Когда-то человек жил в Раю и был призван распоряжаться миром, беречь его и заботиться о нем. Диавол искусил человека - сперва Еву, потом через Еву и Адама, и в этом было грехопадение. Его итог в том, что разорвалась связь человека с Богом, которая была до того, как человек нарушил запрет Бога. И дело не только в нарушении запрета. Человек ведь мог прийти к Богу или на Его вопрос ответить, что произошло. Но что сделал человек? Он не признал свою вину и не стал искать способа, как ее искупить, но переложил ответственность на Самого Господа, сказав “жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел” (Быт. 3:12).
Вот так вот выбор человека в сторону греха вызвал колоссальные последствия для всего рода человеческого и для мира. Человек был изгнан из Рая, жизнь, которая была у него в Раю, прекратилась. Может ли гневаться Всемилостивый Бог? – можем мы задать сами себе вопрос, размышляя о том, почему нельзя было оставить наших предков в Раю. Но дело было не только в Боге. Вспомните, когда Вы кого-то предаете, когда нарушаете в детстве запрет родителей, когда увиливаете от прямого ответа на вопрос того, кому сделали нехорошее – разве можете Вы находиться с ним спокойно в одном помещении? Разве для Вас возможны прежние отношения? Сделанное другому зло ранит изнутри и того, кто это сделал. Поэтому-то для Адама и Евы было невозможно пребывать в Раю, как раньше.
У человека был выбор – совершить грех или нет, но его совершил. И с этим действием в человека вошел опыт греха, которого раньше не было, и в этом - сбой и последствия для всех людей. Если проводить грубую аналогию, это как, например, Ваша жизнь до того, как Вы солгали впервые. До того Вы чисты, а после лжи Вы уже знаете, что такое ложь. Так и с грехом: в человеке появился опыт греха, который передался его потомкам, всем нам. Именно поэтому теперь каждый человек мучительно выбирает, поступить по правде или не по правде в большом и малом. И этот опыт греха, то есть сама возможность совершить грех, закрывала людям двери Рая.
Творя человека со свободной волей, то есть с возможностью выбора, Бог понимал, что грехопадение возможно. И именно поэтому на предвечном Совете Он предусмотрел, каким образом, если будет на то содействие людей, можно будет исправить последствия грехопадения. Это ответ на вопрос, зачем была нужна искупительная жертва Христа. Христос умер, прожив жизнь человека, и взошел на Небо, тем самым открыв каждому человеку возможность снова быть с Богом после смерти. Он открыл эту возможность каждому, в том числе мне и Вам. Вы ведь понимаете, Кто такой Христос, и зачем Он пришел к нам?
В Его смерти есть лично Вам открытая возможность быть с Богом, а дальше уже к Вам вопрос – будете ли Вы жить так, словно Жертвы Христовой не было, или с пониманием, для чего эта Жертва, что она дает лично Вам и считаете ли Вы для себя возможным выбирать путь греха или путь к Богу.
Зная все это, вооружившись знаниями и молитвой, используя возможность участвовать в церковной молитве на богослужениях и в Таинствах, Вы, с Божией помощью, сможете противостоять постигающим Вас искушениям.
Сил и помощи Божией!
Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.
Фото Antony Theobald