Иногда люди спрашивают: «А не слишком ли это — писать свое имя в записке “о здравии”? Не эгоистично ли?» Церковь не запрещает этого. Более того, на литургии священник сам поминает себя, когда совершает проскомидию. Так что в этом нет ничего странного или неправильного.
А чтобы разобраться глубже, стоит вспомнить, что говорил об этом апостол Павел. В Послании к Ефесянам он пишет: Молитесь во всякое время... о всех святых и о мне (Еф 6:18–19). То есть он сам просит, чтобы за него молились. И это не из гордости или тщеславия, а, наоборот, от понимания, как нужна поддержка, как важна молитва других. Святитель Феофан Затворник объясняет: Павел знал, насколько сильна молитва всей Церкви, и доверял ей.
Зачем вообще нужны эти записки? Что с ними происходит в алтаре? Все поданные записки обязательно прочитываются священнослужителями. Уже в самом начале литургии, на проскомидии, священник вынимает из просфоры частицы за тех, чьи имена подали, и просит Бога «помянуть» их — то есть особо о них позаботиться. Позже, на сугубой ектении, звучит уже общее прошение: о здравии, мире, прощении, помощи в болезнях, дороге, в трудностях. И это абсолютно нормально — просить Бога о помощи. В Писании таких просьб множество. Даже в молитве «Отче наш» есть: «Хлеб наш насущный дай нам на сей день» — и это ведь тоже о нас самих.
Так что можно и нужно просить Бога и о себе. Главное — не превращать молитву только в список просьб, а помнить, что на первом месте не здоровье, не успех, а то, о чём говорил Сам Христос: Ищите прежде Царства Божия и правды Его (Мф 6:33).
Ответ подготовлен редакцией журнала «Фома»
Читайте также: