Вопрос читателя:
Здравствуйте! Недавно общался с католиком, и разговор зашёл о «филиокве», в котором на меня произвело глубокое впечатление цитирование следующих глав из Библии: «Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим. 8:9). Здесь четко написано: Дух Божий и Дух Христов. «А как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: „Авва, Отче!“» (Гал. 4:6). Здесь также слова, подтверждающие верность филиокве — Духа Сына Своего. Эти главы почти убедили меня в том, что именно католическое учение — истина, а батюшка в моем городе отказался объяснять мою неправоту.
Юрий
Ответ священника:
Здравствуйте, Юрий! Православная Церковь отвергает учение о filioque — исхождении Святого Духа «и от Сына», считая его догматическим искажением, которое нарушает единство Троицы и противоречит святоотеческому преданию. Вот ключевые аргументы против этого лжеучения:
- Нарушение соборных установлений. Третий Вселенский Собор (431 г.) запретил вносить изменения в Никео-Константинопольский Символ веры. Добавление filioque католиками рассматривается как нарушение этого правила. Нарушителей отцы собора подвергли анафеме. Напомню, что католическая церковь признает авторитет данного собора. Кроме того, filioque было введено без согласия Восточных Церквей, что разрушило соборность.
- Противоречие Священному Писанию. В Евангелии от Иоанна (15:26) прямо указано: «Дух истины, Который от Отца исходит». Подробнее об истории этого евангельского стиха можно прочитать в моем ответе на вопрос на нашем сайте. Православие подчёркивает, что исхождение Духа — предвечное свойство, относящееся только к Отцу, тогда как временное «ниспослание» Духа через Сына (например, в Пятидесятницу) не тождественно вечному исхождению. Таким образом, искажается учение о свойствах лиц Святой Троицы. Об этом подробнее в следующем пункте.
- Искажение учения о Троице. С введением нового догмата происходит, во-первых, нарушение монархии Отца: в православной триадологии Отец — единственный источник бытия Сына и Духа. Filioque вводит «два начала» в Троице, что подрывает единство Божественной Сущности и делает Отца «дедом» Святого Духа. Во-вторых, происходит умаление ипостаси Святого Духа: Если Дух исходит и от Сына, Его Личность становится зависимой, теряя уникальное свойство — исхождение от Отца. Это превращает Духа в «связующее звено» между Отцом и Сыном, а не в самостоятельное Лицо. Именно так описывал образ бытия Святого Духа главный теоретик лжеучения блаженный Августин, который рассматривал Духа как «любовь» между Отцом и Сыном.
- Отступление от святоотеческого предания. Святители Фотий Константинопольский, Марк Эфесский и другие отцы прямо осудили filioque как ересь, ссылаясь на единогласие Вселенских Соборов. Особенно остро этот вопрос дискутировался на Флорентийском соборе, где святитель Марк Эфесский аргументированно разгромил учение блаженного Августина, указав, что данное нововведение не было известно на Востоке и противоречило греческой патристике. Историю этих прений можно найти в сети интернет. Особенно советую прочитать труд святителя Марка «Латинянин. Разговор о прибавке в Символе Веры „и Сына“». Он составлен в форме вопросов и ответов и очень доступен для понимания. А святитель Фотий прямо писал, что если принять это учение: «то имя „Отец“ теряет свой смысл и становится пустым, и характеризующее Его свойство уже не принадлежит исключительно Ему, и две Божественные Ипостаси смешиваются в одно Лицо. И вот возрождается <...> некое новое полусавелианское чудовище».
- Экклесиологические последствия. Православные богословы (например, В.Н. Лосский) видят в filioque корень других католических отклонений, включая учение о непогрешимости папы. Искажение троического догмата привело к централизации власти в Риме. Несомненно, сыграл догмат о filioque свою роль и в разделении церквей 1054 года, став одной из его главных догматических причин. В своём труде под названием «Исхождение Святого Духа в православном учении о Троице», прочитанном в Оксфорде в 1947 году, Владимир Николаевич Лосский прямо утверждает, что «вопрос об исхождении Святого Духа, хотим ли мы это признать или не хотим, — был единственной догматической причиной разделения Востока и Запада». «Ибо если троичный догмат есть столп и утверждение всякого богословия и принадлежит той области, которую отцы называли qeologia — богословием по преимуществу, то понятно, почему разногласие по этому вопросу, каким бы незначительным оно ни казалось на первый взгляд, имеет столь решающее значение».
- Литургические и духовные противоречия. Кроме того, добавление filioque сопровождалось другими изменениями, отвергаемыми православными: использование опресноков в Евхаристии, кропление вместо погружения при крещении. Акцент на юридическом понимании благодати (как у Августина) привёл к формализации духовной жизни в католичестве, например, к развитию экстремального аскетизма и целибата.
Приведу также святоотеческое пояснение из послания блаженного Феодорита, которое сохранилось в деяниях Третьего Вселенского собора: «Господь наш Иисус Христос возвещается совершенным Богом и совершенным Человеком, а о Духе Святом говорится, что не от Сына или через Сына Он имеет бытие, но что Он от Отца исходит, свойствен же Сыну, как именуемый единосущный с Ним«. Дух исходит от Отца, но это не означает, что Он несвойственен и Сыну. Это пример того, насколько велика и непостижима тайна Троичности Божества. И как можно споткнуться при буквальном, вне церковного Предания, прочтении Писания.
Таким образом, для Православия filioque — не просто богословская ошибка, но угроза целостности веры, ведущая к искажению самой природы Бога и Церкви. Ваш диалог с католиком показывает, что вопрос остаётся актуальным, но православная позиция остаётся неизменной: исхождение Духа только от Отца — незыблемая истина, подтверждённая Писанием, Соборами и святыми отцами.