Вопрос читателя:

Почему-то этот вопрос мне несколько раз встретился у людей, которые даже более 20 лет в Церкви. Хотя он может показаться странным

Одинокие люди — как они будут в Царствии Небесном? Понятно, монахи. Они сознательно посвятили жизнь Богу, они не одни. Но есть те, которые страдали от одиночества в этой жизни, не смогли никому понравиться, хотя хотели, чтобы их кто-то взаимно любил… Супруги будут вместе и в Царствии Небесном. Получается, опять человечество развалится на парочки, семьи в раю, а те, кто был один, так и останется один. Ведь отношение к родителям, родственникам, отличаются от отношений между супругами, у них ведь даже нулевая степень родства, они единое целое.

Конечно, часто говорят, что те, кто хотел создать семью, её создает. Но вот Ван Гог и Бетховен очень хотели иметь собственную семью, но не вышло… Понятно, что Ван Гог был болен психически, но Бетховен-то нет. Бетховен очень трепетно относился к семейным отношениям и даже ссорился с друзьями, которые совершали поступки против своих семей, против своих жён… Его единственная опера «Фиделио» посвящена как раз супружеской верности.

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Божие на Вас благословение!

Вопрос хороший, когда-то о том, как будут в матримониальном смысле люди в раю Христа спрашивали саддукей (МФ, 22:30), если помните, их интересовало, кому женой будет вдова, потерявшая семь мужей. Согласитесь, что если человек овдовел, а в раю мы все будем жить (и дай Бог, чтобы мы оказались не в другом месте), то как же — муж будет мужем двум женам одновременно? Или жена станет женой двум мужьям? А если она овдовела три раза? Эти вопросы помогают нам прийти к выводу о том, что в раю при одновременном существовании всех людей отношения между ними будут строиться как-то иначе. «Ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божий на небесах,» — сказал Сам Господь, отвечая на вопрос саддукеев.

Состояние, к которому каждый человек призван стремиться — это святость, то есть возможность беспрепятственно пребывать в Богообщении, в синергии с Богом. И рай — это не какое-то географическое понятие, а описание этого прекрасного состояния, основное содержание которого — пребывание с Богом (о Царствии Небесном советую прочитать этот материал).

Иными словами, главное общение, которое будет наполнять человека в Вечности (при условии, что он при жизни смог прийти в правильное состояние) — это общение с Богом. И речь, конечно, не о разговорах, а о таинственном, непостижимом и невыразимом словами соединении с Творцом мира. Как Вы понимаете, это несколько иная конфигурация общения, чем те, к которым мы привыкли в земной жизни. Как будут люди между собой, представить сложно, но так как все будут в Боге, думается, этим и будет определяться их бытие. В Вашем письме мне показалась некоторая тоска по возможной «ущербности» тех, кто не был в браке на земле… Ничего подобного! Общение с Богом как раз и даст человеку всю полноту бытия, ту самую, которая единственная человеку и нужна.

И теперь приведу цитаты из святых отцов и священников, которые занимались темой Вашего вопроса.

«В воскресении нет ни мужского ни женского пола, но есть какая-то единая и единообразная жизнь для благоугождающих своему Владыке и для обитающих в стране живых», — писал святитель Василий Великий в толковании на псалом 114.

«…не потому сыны воскресения называются ангелами, что не женятся, а потому не женятся, что будут подобны ангелам. Этими словами Спаситель уничтожил многие и другие попечения (о мирских удовольствиях), которые все Павел заключил в одном слове, сказав: «ибо проходит образ мира сего», — писал святитель Иоанн Златоуст, подчеркивая, что образ жизни в вечности будет совершенно иным.

«Об образе будущей жизни Господь сказал, что там не женятся и не посягают, т. е. не будут там иметь места наши земные житейские отношения; стало быть и все порядки земной жизни. Ни наук, ни искусств, ни правительств и ничего другого не будет. Что же будет? Будет Бог всяческая во всех. А так как Бог — дух, единится с духом, и духовное действует, то вся жизнь будет там непрерывным течением духовных движений», — писал святитель Феофан Затворник.

«„Ни женятся, ни выходят замуж“: там не будет продолжения рода, следовательно, нет нужды ни жениться, ни замуж выходить, хотя, конечно, сохранится различие полов. — Как „Ангелы Божии“: так же будут жить люди по воскресении и взаимно относиться друг к другу, как Ангелы Божии». — говорит епископ Михаил Лузин.

«Потому что в Царстве нет хотения мужа и влечения жены, как нет разделения мира внутри нас и стоящего напротив, нет вражды между своим и чужим, напряжения между „я“ и „оно“, „ты“ и „я“, противопоставления субъекта и объекта, познающего и познаваемого, обладаемого и обладателя», — пишет протоиерей Владимир Зелинский.

Поэтому мы и говорим о том, что каждому человеку важно правильно ранжировать ценности. Самое главное, чем нужно заниматься, — это отношениями с Богом и своим внутренним состоянием. Дальше вопрос в том, каким образом человек будет проводить свою жизнь, принципиальный выбор — как монах, целибатный или брачный человек. Увы, с последним выбором возникает проблема с тем, что для создания семьи нужно желание двух людей. В Вашей воле сделать все, что зависит от Вас, и только. Удастся ли встретить второго человека и построить с ним отношения — это вопрос. Но если Ваш путь — брачный, думаю, стоит пытаться общаться с людьми другого пола (в рамках заповедей) и молиться Богу. А там уже как Он даст.

Храни Господь!

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
8
0
Сохранить
Поделиться: