Каинова печать цивилизации: кем на самом деле был Каин и какова его роль в истории человечества?

Есть в библейском повествовании несколько личностей, имена которых, став нарицательными, навсегда превратились в синонимы зла. Народная молва традиционно именует предателя Иудой, жестокого и безжалостного человека – Иродом, грубого и бестактного – Хамом. И первым в этом ряду стоит имя человека, пролившего кровь родного брата. Имя это – Каин – породило множество неологизмов: “каиново семя”, “каинова печать”. Кем же на самом деле был Каин и так ли однозначна его роль в истории человечества?

Преступление и наказание

Каинова печать цивилизации: кем на самом деле был Каин и какова его роль в истории человечества?

Если внимательно проанализировать все, что говорит о Каине Библия, то ключевым словом в определении его места в истории будет – “первый”. Каин – первый ребенок Адама и Евы. То есть, первый человек, не непосредственно сотворенный Богом, а рожденный людьми. Кроме того, он первый строитель – создатель первого города на нашей планете. Но, увы, не за это первенство люди вот уже несколько тысячелетий вспоминают его имя. Каин стал виновником первой смерти на Земле. Он убил своего брата.

Причиной этого убийства стало чувство, впоследствии много раз толкавшее людей на преступления – зависть. В Библии сказано, что Каин занимался земледелием, а его младший брат Авель пас овец. Когда пришло время, каждый из них принес в дар Богу результаты своих трудов: Каин – часть урожая, а Авель – лучших животных своего стада. Но Бог не принял жертву Каина. По преданию, на жертвоприношение Авеля сошел ниспосланный Господом огонь и оно, охваченное пламенем, устремилось к небу. А на дар Каина огонь, знаменующий угодность жертвы Богу, так и не сошел. И Каин очень огорчился. Одержимый завистью, он заманил брата в поле и убил его. За что и был проклят, заклеймен и изгнан с места, где он тогда жил.

Но почему, собственно, Бог не принял жертву Каина. Понятно, что убивать брата в любом случае нельзя. И все же, не было ли у Каина, если можно так выразиться, смягчающих вину обстоятельств? Ведь оба трудились, каждый принес Богу, что имел, и вдруг такое разное отношение к жертвам! Может, Каину просто нужно было бросить свое земледелие и заняться скотоводством, раз Богу угодно, чтобы Ему приносили в жертву овец, а не пшеницу и кукурузу? Вот только, если разобраться, оказывается, что жертва Богу вообще не нужна. Ну, действительно, все, что человек может принести Ему в дар, по сути Им же и создано. И предполагать, будто Бог нуждается в баранине более, нежели в овощах, по меньшей мере – несерьезно. Смысл жертвы совсем в другом.

Ведь когда ребенок угощает родителей сладостями из новогоднего подарка, который они же сами ему и купили, он может выбрать для них самые вкусные конфеты, а может – пару слипшихся карамелек. Но если тем, что получше, он поделиться пожалел, родителям есть отчего расстроиться. Конечно же, дело не в том, что им сластей не достанется. Просто ребенок променял любовь на шоколадного зайца.

Так и с жертвой Богу – она нужна самому человеку, чтобы проявить свою любовь к Нему. Принося в жертву самое лучшее, человек как бы говорит: смотри Господи, как я приумножил то, что Ты дал мне! Так он своей любовью и благодарностью отвечает на Божественную любовь и заботу. Так Авель принес лучших овец своего стада в дар Богу.

А Каин, похоже, совершил свое жертвоприношение по принципу: “На тебе, Боже, что нам негоже”. В каноническом библейском тексте на это есть лишь косвенное указание, но Предание Церкви сохранило более подробный рассказ о его жертве. По одной версии, это было неспелое зерно и недозрелые плоды, которые нельзя было употребить в пищу, по другой – пустые кукурузные початки. В любом случае, о любви тут говорить не приходится.

Мало того, даже убив своего брата, Каин не ужаснулся содеянным. На прямой вопрос: “Где Авель, брат твой?” – заданный Богом, чтобы дать ему возможность покаяться , он цинично ответил: “Не знаю, разве я сторож брату своему?”. Но пытаться обмануть Бога может только человек с окончательно помраченным рассудком и извращенным нравственным чувством.

И Бог осудил его на изгнание из родных мест и скитальчество, отметив его особым знаком, который впоследствии стали называть “каиновой печатью”. В чем она заключалась, сказать трудно. Существуют самые разные предположения. В Библии же сказано только, что знамение это дал Каину сам Бог. Отсюда и поговорка: “Бог шельму метит”.

Под “каиновой печатью” стали понимать некое клеймо, подобное тем, которые выжигали на лбу у осужденных преступников. Но Библия говорит совсем о другом.

Знамение, данное Богом Каину, было вовсе не наказанием, а свидетельством того, что он, несмотря на совершенное им преступление, находится под защитой Господа. Более того, Бог нанес на него это знамение по просьбе самого Каина. Открыв счет человеческим смертям, он очень боялся, что в изгнании его самого могут убить. “И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его”. Так Бог сразу пресек возможную череду убийств на почве кровной мести, которая могла бы разгореться среди первых людей. Так что “каинова печать” – знак не гнева, а милосердия Божия, с которым Он относится ко всем людям без исключения. Даже к таким, как первый убийца Каин…

Культура, разрушающая гармонию

Что же сделал изгнанный с родной земли Каин? Он построил город и назвал его именем своего сына.

Каинова печать цивилизации: кем на самом деле был Каин и какова его роль в истории человечества?

Факт знаковый в истории человечества – первый город на Земле построил убийца.

Для чего? Да чтобы создать искусственную границу между собой и всем остальным миром, оградить себя от окружающей среды. Сегодня, когда конфликт между городской цивилизацией и природой обострился до предела, когда вокруг нас загрязненные реки, гибнущие леса, а сам воздух города пропитан ядовитыми выхлопами, в самом словосочетании “окружающая среда” звучит какая-то отчужденность, будто человек прилетел на Землю с другой планеты и мучительно пытается освоить враждебный ему мир.

А началось все с первой в истории “экологической катастрофы”, когда Каин, убив своего брата, пролил его кровь на землю. Вот что говорит об этом Библия: “И сказал Господь: что ты сделал? Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле”.

Так Каин впервые нарушил экологическое равновесие. Мир стал для него чужим, все, что его окружало, превратилось в источник опасности.

Психология убийцы понятна: ему страшно, тревожно и все время хочется спрятаться. Это заложено в человеческой природе – совершивший зло страшится такого же воздаяния. Но от кого хотел оградиться Каин? Ведь на земле не было других людей кроме членов его семьи. По преданию, после совершенного убийства на Каина стали охотиться дикие звери (до этого они на людей не нападали). Именно тогда Земля перестала быть для человека домом и превратилась в “окружающую среду”. Человек, совершающий смертный грех, разрывает связь не только с Богом, но и со всей природой. Механизм этого разрыва объяснить невозможно, но последствия его – очевидны. Кстати, в истории Церкви много примеров, когда святые (т.е. люди, восстановившие в себе эту связь с Богом и сотворенным Им миром) общались с самыми опасными хищниками, как с домашними животными.

Таким образом, строительство первого города было прямым следствием братоубийства. Все грядущие войны, междоусобицы, борьба за выживание в условиях меняющегося климата, – вся трагичная история человечества пророчески изображена в библейском рассказе о первом рожденном на земле человеке.

Именно потомки Каина положили основание тому феномену, который мы сегодня называем цивилизацией. Об одном из них, Иувале, сказано, что “ он был отец всех играющих на гуслях и свирели”. Другой, его брат Тувалкаин “был ковачем всех орудий из меди и железа”, провозвестником “медного” и “железного” веков. Потомки Каина начали вооружаться – первое братоубийство предопределило неизбежность дальнейших войн. А сельскохозяйственные орудия, сделанные Тувалкаином, были нужны, чтобы силой вырвать у земли те блага, которые она перестала давать людям, оросившим ее кровью. А искусство помогало заслониться от пустоты, вторгшейся в человеческую жизнь.

Каинова печать цивилизации: кем на самом деле был Каин и какова его роль в истории человечества?Но, на наше счастье, у Адама и Евы был еще третий сын – Сиф.

В Библии говорится, что именно его дети начали призывать имя Божие, то есть пытаться жить на земле, не разрывая отношений с ее Создателем. Именно стремление к Богу сынов Сифа, вплетаясь в художественные изыски потомков Каина, привело к появлению такого искусства, благодаря которому мы и сегодня чувствуем, что есть в мире нечто большее, чем мы сами и все наши земные дела и заботы. И при звуках музыки знаменитого церковного певчего – Баха хочется молиться, даже если не знаешь, как это делается. Потому что такое искусство сохранило память о гармонии всего сущего, так неосмотрительно разрушенной в самом начале нашей истории.

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (30 votes, average: 4,63 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Алексей
    Ноябрь 22, 2019 21:45

    Кукуруза, я смотрю, никого не смутила

  • Владимир
    Ноябрь 22, 2019 20:19

    Весьма часто люди обвиняют Бога во всех бедах и несчастьях? Многие негодуют на Всемогущего, поскольку ошибочно думают, что именно он правит миром. Они не знают простой, но очень важной истины, которой учит Библия. —, правитель этого мира — Сатана Дьявол.
    — В Библии ясно говорится: «Весь мир лежит во власти Злого» (1 Иоанна 5:19). Если помнить об этом, все становится на свои места. Этот мир отражает сущность невидимого духовного создания, «вводящего в заблуждение всю обитаемую землю» (Откровение 12:9). Сатана очень злобен, лжив и жесток. Поэтому мир, который находится в его власти, тоже полон зла, лжи и жестокости. Это одна из причин, почему на земле так много страданий.

    Вторая причина заключается в том, что после мятежа в Эдеме люди стали несовершенными и грешными. Грешные люди склонны бороться за власть, поэтому в мире так много войн, притеснений и страданий (Экклезиаст 4:1; 8:9). И наконец, третья причина — это «время и случай» (Экклезиаст 9:11). Живя в мире, лишенном защиты Иеговы, ( имя Бога ) люди могут пострадать из-за того, что оказались в неподходящем месте в неподходящее время.
    По крайней мере утешительно знать, что Бог не причиняет страдания. Он не ответственен за войны, преступления, угнетение и даже стихийные бедствия, которые приносят людям столько горя.

  • Евгений
    Ноябрь 21, 2019 9:30

    Чудно, спорят и рассказывают о божестве древних иудеев для себя и контроля разума народа, вы дикие?? А медицина, а химия, а другие науки дающие жизнь вам и детям вашим, а архитектура дающая кров и красоту, вы в своем уме верующие, верьте – мы все равно умрем, вы со страхом перед кем то, а я без страха ибо нечего бояться.

  • Олег
    Ноябрь 20, 2019 9:59

    Каин это символ неолитической революции, направившей жизнь человека в русло технического прогресса. Каин по сути продолжил дело своих родителей, дело противостояния Творцу. Автор привел очень меткий образ дарения ребенком родителей их же дарами. Это Авель. Каин же сделал “дары” своими руками, заявив тем Богу, что он нисколько не хуже Бога. Адамово противостояние продолжилось и усугубилось, приведя неизбежно к братоубийству, к убийству того, кто поступает не так, как я. Увы, мы все, принявшие техническую цивилизацию, – каиново семя с предсказуемыми последствиями. Самое смешное, что никто нас наказывать не будет. Мы сами себя уничтожим. И это событие уже “при дверех”.

  • Владимир
    Ноябрь 18, 2019 11:33

    Пастырей и посейчас убивают. Была бы в руках мотыга…

  • Юлия
    Ноябрь 12, 2019 23:10

    Думаю, проблема в совершенном грехе Адама и Евы, от которого родился первый сын-убийца, как одном из наказаний родителей за грех

  • Димитрий
    Ноябрь 9, 2019 23:56

    Вся беда в том, что нет такого понятия Добро и зло. это придумано людьми, чтобы оправдать свои действия…

  • Татьяна
    Ноябрь 6, 2019 20:31

    Виталий,Иафет сын Ноя
    Это уже более поздняя история.

  • Оксана
    Октябрь 31, 2019 2:39

    Город Кайн построил, и жил в нём один? Кто жена Каина? Как Кайн занимался земледелием до создания орудий труда, колосья сами падали или руками срывал, и пахал? Не полная информация.

  • Александр
    Сентябрь 4, 2019 15:33

    Победа последователей Каина (цивилизаторов) и определяет неизбежность апокалипсиса. Большинство современников никогда не променяет радости технического прогресса на мало понятные духовные ценности, поэтому число сторонников небесного выбора будет сокращаться, и при достижении критического минимума история современного человечества кончится. И какие формы это будет носить. ядерная зима или экологическая катастрофа – не важно.

  • Голосов
    Сентябрь 3, 2019 23:45

    На минутку представьте, что это притча из истории внутреннего (!) мира. Из самого-самого начала этой истории – из той поры, когда вы только-только появились на свет. Человек существо глубоко, насквозь эмоциональное. Что бы вы выбрали – быть счастливым простаком или несчастным обладателем уймы знаний? Первое предполагает контроль над эмоциями, второе – логическое постижение закономерностей мироздания. Вы когда-нибудь видели младенца контролирующего (пасущего) свои эмоции? Вот и я не видел – потому, что земледелец (тот, кто выращивает растения) Каин убил пастыря овец Авеля.

  • Каин
    Сентябрь 3, 2019 13:13

    Ну привет, модератор. Сам то веришь во все это?

  • Ольга
    Сентябрь 3, 2019 9:39

    Очень интересно и актуально! Очевидно, прогресс – это путь Каина. Вот оно как. А я задумывалась, неужели земледелие не угодно Богу?

  • Виталий
    Сентябрь 2, 2019 21:38

    Бред семитов явно. Оправдание Каина, восххваление сынов Сифа, и ни одного упоминания о сынах Иафета.

  • дед Владимир
    Сентябрь 1, 2019 19:06

    Выше моих сил представить человека, не знающего Добра и Зла.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *