«Это Рождество должно стать незабываемым» — что не так в этом стремлении родителей?

«Это Рождество должно стать незабываемым» — что не так в этом стремлении родителей?

Собираясь написать об этом, я обдумывала пару личных озарений и запомнившихся детям праздников. Можно было бы рассказать о рождественских фильмах и книгах или о том, как мы ставили рождественский спектакль про пингвина, зайца и медведя по родившемуся за час сценарию, или... Но внезапно «озарило» еще раз. И я подумала: доколе?

Доколе мы будем топать по дорожке, проторенной американским кинематографом? Незабываемое Рождество, веселое Рождество, волшебное Рождество, лучшее в мире Рождество. Рождество само по себе – без Родившегося, зато с волшебником-сантой.

Нет, конечно же мы правы с точки зрения педагогики: яркие эмоции лучше запоминаются. Значит, если хочешь, чтобы ребенок запомнил и полюбил христианские праздники – сделай их незабываемо счастливыми. Всё логично. И – оставим кинематограф – традиция празднования Рождества именно как самого чудесного, самого, может быть, «детского» праздника установилась еще до революции. И замечательно! Но это только половина вопроса.

Вторая половина – в смысле самого праздника. Понятно, чему мы так радуемся. Господь наконец-то пришел на землю всех нас спасать. Но если чуть более точно? Бессмертный Бог пришел в юдоль страданий – страдать и умирать. Богородица держит на руках первое и единственное Дитя, точно сознавая, что Он умрет мучительной смертью в расцвете лет. Да, Она знает также, что Он Мессия, Спаситель, и все вот эти правильные слова... Но Он очень скоро будет умирать на Кресте на Её глазах, и от слов – не легче. Трагизма в основе праздника Рождества – не меньше чем радости.

«Это Рождество должно стать незабываемым» — что не так в этом стремлении родителей?

И если взглянуть в таком свете, то на миг понятно, как цинично смешны наши елки, застолья, гирлянды и побрякушки в свете того, что Господь рождается – на смерть. И что же тогда? Не праздновать? Нет, удивительным образом именно Богородица показала нам правильное отношение к «побрякушкам».

Важная сцена праздника, которая стала и основой иконографии, и основой «народной проповеди» – вертепа – это поклонение волхвов. На иконах Рождества Христова три фигурки этих языческих мудрецов – волхвов – то едут верхом по горам, то уже стоят у самой вифлеемской пещеры. В их руках золото, смирна и ладан – драгоценные Дары древнего мира, которые перед лицом Спасителя и Его Матери – лишь побрякушки. Смешные камешки. Подарок от людей пришедшему на Жертву Человеку и всё понимающей Его Матери.

Люди в лице волхвов и пастухов радуются и ликуют, хотя Господь прекрасно знает цену человеческому ликованию – она такая же, как у ликования кричавших «Осанна» в Иерусалиме. «Осанна», которую сменит крик «Распни Его!» будет на тридцать три года позже, но для Бога это ведь не срок.

Так вот. Эти смешные и непостоянные люди принесли свои смешные и тленные дары, свою сиюминутную радость – и Богородица приняла её. И Господь принял. Как Родитель он принимает смех и благодушие детей, прекрасно сознавая, сколь скоро веселье сменится истерикой, обидой и криком: «Я тибя не люблу!». Радуются люди – пусть радуются. Радуясь – учатся, может быть, благодарить. Лишь бы не забывали, Кому они радуются.

Лишь бы радость Рождества не становилась весельем ради веселья, «движухой» ради «фоточек и воспоминаний». Нет, воспоминания – тоже прекрасно. Это наши якоря и наше богатство. Но пусть они будут глубже, чем только незабываемый фейерверк, удивительный сценарий и волшебный декор.

А применительно к ушедшему году... Я не знаю. У меня нет рецепта. Точно знаю, что нет настроения только веселить и развлекать. Даже ставшие у нас традиционными рождественские пряники мы никак не начнем печь. Возможно, в этом году было бы правильно печь пряники в подарок врачам. Как вот их только передать – в Красную зону?

И нет, я сейчас не про уныние, «мы все умрем» (хотя когда-нибудь умрем, конечно), не о том, что надо по уши погружать детей в правду жизни. Но хотя бы не лакировать без меры эту правду литрами околорождественского голливудского фольклора, хотя бы следить за дозой патоки – наверное надо. Пора.

Как конкретно сместить фокус восприятия с «патоки» на смысл праздника? Не скажу, что у меня «проверенная» схема, но в нашей семье принято примерно так. За день-два до службы я стараюсь почитать детям о событиях Рождества (у нас есть интересный вариант детской Библии – в нем события евангельской истории разбиты по главам «Праздники», такую книгу очень удобно читать как раз накануне праздничных служб).

В сам праздник мы по возможности ездим на ночную службу Рождественскую службу, это совершенно незабываемый опыт. И еще стараемся не назначать на Рождество утренников-концертов и прочей новогодней мишуры, отвлекающей от событий праздника. Если покупаю билеты на представление, ищу их на 8 января и далее. А в Рождество мы гуляем, потом устраиваем домашний праздник с небольшим концертом и разговением или идем к друзьям. Так этот день остается для нас достаточно камерным, и мало какое впечатление может соседствовать по яркости с ночной службой в храме.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (30 голосов, средняя: 4,43 из 5)
Загрузка...
3 января 2021
Поделиться:

  • Ксения
    Ксения3 месяца назадОтветить

    "8 Марта - мамин день" - предали анафеме. Новый год отменили. Теперь ручки "ультра-православных" добрались до, казалось бы, самого христианского праздника - Рождества Христова. Люди, называющие себя "православными", упорно продолжают жить по заветам Ленина - строить новый мир не иначе, как сперва разрушив до основания все, что было до них. Видимо, только на тотальных руинах, чувствуют они себя на своем месте.

    Вся Церковь радуется великому проявлению Господней любви. Радуется, что Господь - посреди нас.
    Но не-е-ет, оказывется, есть в Церкви особая каста, котора "святее всех святых". Им и Ангел Господень - не указ, и Церковь - не авторитет. Им бы вернуть времена Алексея Михайловича. Чтобы за песни- батогами, чтобы за театр - на каторгу, а музыкальные иструменты - сжечь! А за детский смех - в угол, на горох, сто поклонов бить!

    Я бы сказаала, что из-за подобный статеек нецерковные люди и считают нас(православных) "мракобесами", основная задача которых -отобрать у людей радость. Но тут, похоже, все намного серьезнее.
    Потому что, имхо, вся суть статьи Елены заключается в последних абзацах. ОНА устала. У НЕЕ нет желания ничего делать. У НЕЕ нет ощущения праздника.
    Это, на самом деле, очень серьезный симптом, с которым хорошо бю обратиться не "в газету", а к специалисту. Не к "православному", а к профессиональному. Потому что депрессия имеет свойство подкрадываться незаметно, прячась за "обычной" усталостью, "рабочим" стрессом или, как в данном случае, за показным "благочестием". И разбираться с этим состоянием надо вовремя.

    И, в любом случае, если уж у самой на душе муторно, то надо наводить порядок в СВОЕЙ душе, а не ломиться с метлой в чужие души. Потому что попытка запретить чужую радость потому, что самой тошно, имхо, выглядит весьма эгоистично и к Православию отношения не имеет. А попытка подогнать под свои личные хотелки "бблагочестивую" базу выглядит, мягко говоря, по-иезуитски.

  • Марина
    Марина3 месяца назадОтветить

    Елена, Вы во многом правы, но мы всё равно будем " топать по дорожке, проторенной американским кинематографом ". И не только американским. Это может быть и наше кино, и французское, и канадское и т.д. Любое хорошее кино всегда нас " зацепит ", потому что в нём зачастую мы что-то открываем для себя или находим ответ на какой-то важный вопрос.
    Вы знаете, я долго думала вчера над Вашей статьёй, написала комментарий и стёрла. Как говорят: " утро вечера мудренее ".
    Скажу честно, я никогда не отслеживала тематику рождественских фильмов, а тут вдруг обнаружила, что уже несколько лет смотрю ( или пересматриваю ) фильмы, связанные с Рождеством. Как-то они " сами стали приходить " в мою фильмотеку. Адепты "теории притяжения " сказали бы, мол, всё понятно - " притянула ".)) Но я бы сказала иначе: выбрала.
    Один американский фильм я просто заставила себя пересмотреть, чтобы лучше понять его. Это далеко не " рождественская сказка ", хотя действие фильма начинается в канун Рождества. И несмотря на то, что всё заканчивается " хэппи эндом " ( как принято в большинстве американских фильмов ), некоторые вопросы, которые ставит фильм, на самом деле очень серьёзные. И более того - неподвластны человеческому разуму. Почему случилось именно так, а не иначе? Иногда мы не знаем ответа. И в жизни тоже.
    Но это один из " несказочных " рождественских фильмов. И тем не менее, именно он мне очень понятен.

  • Денис
    Денис3 месяца назадОтветить

    Всему своё время, зачем отнимать у детей детство?
    Да и взрослые порою смотрят детские фильмы, читает детские сказки, желая хоть душою на время уйти в миры, где добро побеждает зло или зла нет вовсе!

Загрузить ещё