История Великого поста

История Великого поста таит в себе множество загадок. Мы называем его Святой Четыредесятницей, но на самом деле он продолжается 7 недель или 48 дней, не считая Пасхи. Почему святые отцы называли этот пост «десятиной года», как нужно правильно поститься по Уставу, почему Церковь считает, что в субботы и воскресенья Великого Поста христиане не постятся. Обо всем этом в материале журнала «Фома».

Когда в Церкви появился Великий пост?

vpost230215_2

Фото Владимира Ештокина

До III века в разных христианских Церквах верующие по –разному готовились встречать день святой Пасхи. Известный христианский апологет Тертуллиан и святой Ириней Лионский во II веке говорят о практике 40 часового поста (от вечера Страстной Пятницы до окончания пасхальной литургии), во время которого христиане вообще не принимали пищу. Пост от Великой Пятницы до Пасхи был подражанием сорокадневному посту Спасителя, а также  буквальным пониманием фразы Христа в Евангелии от Матфея: «И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься». (Мф. 9,15)

По мысли первых христиан время, когда Христос был отнят у верующих, начиналось с момента смерти на кресте до Воскресения, что и определяло продолжительность поста.

В середине III века в некоторых поместных Церквах появляется шестидневный пост, как воспоминание о событиях Страстной недели. При этом часть христиан считала такой подвиг чрезмерным, и продолжала поститься около сорока часов. Во второй половине III века александрийский епископ Дионисий Великий, отвечая на вопрос, когда нужно завершать Великий Пост, вечером в Великую субботу или утром на Пасху после пения петуха, говорит о разных практиках воздержания: «И шесть дней поста соблюдаются не всеми равно и одинаково; ибо одни проводят все дни без пищи, а иные ни одного; тем, которые весьма ослабели от продолжительного поста и почти погибают от изнеможенея, простительно более раннее вкушение пищи; но если иные четыре предшествующие дня поста … вообще не постились и даже роскошничали и потом, когда наступают последние два дня, их, т. е. пятницу и субботу, непрерывно постятся и думают, что делают нечто великое и славное».

В начале V века все Поместные Церкви приходят к идее сорокадневного Великого поста, как десятины года, и с этого момента продолжительность Святой Четыредесятницы в разных Церквах колеблется от 6 до 8 недель. Проблема заключалась в том, как считать субботы и воскресенья, во время которых пост отменяется.

Сколько длится Великий пост?

Великий Пост начинается с понедельника первой недели Святой Четыредесятницы и продолжается до пятницы 6 недели, о чем можно узнать из песнопения, которое звучит в этот день в храме. Затем с Лазаревой Субботы начинаются события Страстной недели, которая уже не входит в Великий пост.

Но существует и еще один способ превратить 48 дней поста в «десятину года». Как известно, обычный год продолжается 365 дней и несколько часов. Если из семи недель вычесть все субботы и воскресенья, когда пост отменяется, то мы получим 35 дней + еще несколько часов поста во время пасхальной ночи.

Уже в IV –V веке Церковь считала Великий пост обязательным для всех христиан. В правилах Вселенских соборов и в текстах святых отцов мы можем найти упоминание о том, что христианин, не соблюдавший Великий Пост, на некоторое время мог отлучаться от Церкви. В одной из проповедей святителя Иоанна Златоуста говориться о том, что к IV веку Святая Четыредесятница изменяла привычный уклад жизни Константинополя: «Нигде нет сегодня ни шума, ни крика, ни разрезыванья мяс, ни беганья поваров; все это прекратилось, и наш город теперь походит на честную, скромную и целомудренную

жену».

Сорокадневная продолжительность Великого поста, принятая всей Церковью, — это подражание посту Спасителя в пустыне, и посту пророка Моисея, а также стандартное время поста для тех, кто хотел принять крещение. В древней Церкви крестили на Пасху, и оглашенные готовились к этому событию 40 дней, молясь в храме, обучаясь основам веры и соблюдая пост. Остальные же христиане старались причаститься во время Святой Четыредесятницы.

Что такое Великий пост по уставу Церкви?

Если несколько упростить рекомендации Типикона (церковного устава), то пост предполагает ограничение числа приемов пищи (один раз в день, вечером) и ее качества (хлеб и вода, теплые овощи без масла – сухоядение), и даже полный отказ от пищи и воды (например, в понедельник и вторник первой недели).

То есть с понедельника по пятницу всех недель Великого поста за исключением особых случаев христианин есть один раз в день очень простую пищу без масла (хлеб, вода, овощи).

В субботу и воскресенье разрешается два приема пищи с растительным маслом и вином (отметим, что церковный устав позволяет выпить не больше стакана вина), поэтому субботы и воскресенья не считаются постными днями.

Отметим, что в древней Церкви какое-то время еще спорили о том, что можно в эти дни во время Великого поста. Некоторые христиане считали, что допустимо употребление яиц, молочных продуктов и даже мяса птицы, но в конечном итоге было решено, что ослабление поста в субботу и воскресенье может заключаться лишь в увеличении числа трапез и разнообразия растительной пищи.

Такие строгости были связаны с основной идеей поста – пища должна быть дешевой и быстрой в приготовлении, а освободившееся время и деньги христианин должен использовать для участия в богослужении и дел милосердия. Разницу в стоимости между обычным и постным обедом предлагалось отдавать нищим.

Довольно рано Церковь поняла, что столь жесткие правила поста не могут понести все христиане, а потому в церковных канонах установлен некий минимум поста, который должен соблюдаться всеми верующими. Это отказ от мяса, молока и яиц, то есть пост с рыбой, горячей овощной пищей на масле является максимальной степенью снисхождения к человеческим немощам.

Сейчас же все вопросы относительно меры пищевого поста православный христианин должен обговорить со своим духовником.

На анонсе: Иван Крамской. Христос в пустыне. 1862

 

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (16 votes, average: 4,50 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • мирянин
    Февраль 21, 2018 18:17

    Спасибо за правдивый рассказ. Мы как христиане, следуем в первую очередь учениям Христа Спасителя. А Спаситель судя по всему никогда не наставлял учеников и последователей вообще воздерживаться от пищи и соблюдать даже минимальный пост такого рода. Это была инициатива «подорожание» самой церкви. Соответственно никто не вправе называть любого верующего христианина, не христианином! В следствии того, что христианин не держит пост даже минимальный. Т.к. Иисус Христос не заповедовал нам это истязательство, тем более мирянам, простым верующим, всем последователям учения Христа и всем верующим в Бога. Посему, считаю пост обязательным только для сотрудников церкви и то которые не ведут физическую деятельность по своей профессии в церкви. Потому, как для священно служителя, пост это так сказать на деле отношение его личное к христианству и церкви, т.е. это его «сертификат», как свидетельство того, что он не просто на словах чтит учение Христа и церковные каноны… а он на деле показывает, пройдя ежегодный Великий Пост, что он делится ценным, тем что есть у него… жертвует свою беспечность, как свидетельство того, что не на словах, а на деле священно служитель доказывает свою покорность и не лицемерность. Ведь у священно служителя ничего нет, кроме как его тела и души, по этому он должен показать, что его слова и намерения не просто так, а искрении. И засвидетельствовать это он должен (пред собой и перед людьми) пройдя раз в год Великий Пост.
    В свою очередь простой верующий христианин, не обязан соблюдать посту который придумала сама церковь, который не является учением Христа. А соблюдать или не соблюдать Великий Пост, это личное дело каждого, если человек сам нуждается в очищении тела и души, и хочет чем-то пожертвовать… пожертвовать своей беспечностью своим комфортом, чтобы понят себя лучше. Т.е. никто не вправе вообще уличать христианина в том, что он не следует Великому Посту! Христос этому не учил и не пропагандировал, это личное дело церкви, как института веры.
    Сам я сейчас пощусь по строгому посту, 3 день уже. Просто потому, что хочу очистить себя физически и духовно и приобщиться хотя бы раз к культуре церкви. Потому, что я здоровый взрослый сын Божий и хочу этого, а так же моя работа (не физический труд) позволяет мне постится, к этому еще и лишние килограммы жира, также позволяют мне постится. Пост очень тяжелый, я лично не рекомендую его трудящимся людям, учитывая что Спаситель не учил нас этому, а подрожать это возможно лишние и даже плохое когда людей заставлю подражать чьему-то приказу. Рекомендую пост всем кто хочет очистится, просто для себя, это удачное время, перед великим праздником Пасхи.

  • Ольго
    Февраль 23, 2015 17:58

    Спасибо за интересную и информативную статью, по крайней мере, для меня: поговорка: «Век живи, век учись, дураком помрёшь» — как раз, про меня. Сколько в моей жизни уже было постов, а о том, что «субботы и воскресенья не считаются постными днями» не знала. Но, ежели, исходить из того, что пост в строгом смысле — это полное воздержание от пищи и воды, тогда, конечно, вкушение даже растительной пищи (да ещё и с «утешением велием» 🙂 — это уже не пост.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.