У христиан есть замечательная традиция: брать на себя маленький «подвиг» на время поста. Например, перечитать Евангелие. Но перечитать мало, нужно его еще понять. Мы выбрали самое короткое – от Марка – и будем давать отрывок и толкование на него каждый день. Это чтение займет время дороги на работу, а если вы в эти дни остались дома на карантине — может стать полезным способом себя занять. Присоединяйтесь!

В четвертой главе Евангелия от Марка Христос рассказывает несколько притч и толкует их для своих учеников. А те, в свою очередь, пытаются понять, кто же на самом деле их Учитель.

Читать: Евангелие от Марка, глава 4


1 И опять начал учить при море; и собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сидел на море, а весь народ был на земле, у моря. 2 И учил их притчами много, и в учении Своем говорил им: 3 слушайте: вот, вышел сеятель сеять; 4 и, когда сеял, случилось, что иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то. 5 Иное упало на каменистое место, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока; 6 когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло. 7 Иное упало в терние, и терние выросло, и заглушило семя, и оно не дало плода. 8 И иное упало на добрую землю и дало плод, который взошел и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят, и иное сто. 9 И сказал им: кто имеет уши слышать, да слышит! 10 Когда же остался без народа, окружающие Его, вместе с двенадцатью, спросили Его о притче. 11 И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах; 12 так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи. 13 И говорит им: не понимаете этой притчи? Как же вам уразуметь все притчи? 14 Сеятель слово сеет. 15  Посеянное при дороге означает тех, в которых сеется слово, но к которым, когда услышат, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их. 16 Подобным образом и посеянное на каменистом месте означает тех, которые, когда услышат слово, тотчас с радостью принимают его, 17 но не имеют в себе корня и непостоянны; потом, когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняются. 18 Посеянное в тернии означает слышащих слово, 19 но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода. 20 А посеянное на доброй земле означает тех, которые слушают слово и принимают, и приносят плод, один в тридцать, другой в шестьдесят, иной во сто крат. 21 И сказал им: для того ли приносится свеча, чтобы поставить ее под сосуд или под кровать? не для того ли, чтобы поставить ее на подсвечнике? 22 Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу. 23 Если кто имеет уши слышать, да слышит! 24 И сказал им: замечайте, что слышите: какою мерою мерите, такою отмерено будет вам и прибавлено будет вам, слушающим. 25 Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет. 26 И сказал: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, 27 и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он, 28 ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе. 29 Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва. 30 И сказал: чему уподобим Царствие Божие? или какою притчею изобразим его? 31 Оно — как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле; 32 а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные. 33 И таковыми многими притчами проповедовал им слово, сколько они могли слышать. 34 Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все. 35 Вечером того дня сказал им: переправимся на ту сторону. 36 И они, отпустив народ, взяли Его с собою, как Он был в лодке; с Ним были и другие лодки. 37 И поднялась великая буря; волны били в лодку, так что она уже наполнялась водою. 38 А Он спал на корме на возглавии. Его будят и говорят Ему: Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем? 39 И, встав, Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина. 40 И сказал им: что вы так боязливы? как у вас нет веры? 41 И убоялись страхом великим и говорили между собою: кто же Сей, что и ветер и море повинуются Ему?
Свернуть

Вновь Христос проповедует, сидя в лодке, а народ слушает Его на берегу. А Он рассказывает притчу о сеятеле: «Слушайте; вот, вышел сеятель сеять; и, когда сеял, случилось, что иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то. Иное упало на каменистое место, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока, когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло. Иное упало в терние, и терние выросло, и заглушило семя, и оно не дало плода. И иное упало на добрую землю и дало плод, который взошел и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят, и иное сто ... кто имеет уши слышать, да слышит!».

Эту притчу передают три Евангелия, что свидетельствует о ее сугубой важности. Более того: изложив ее, Спаситель изъясняет ученикам сам принцип поучения через притчу: «Вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах; так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи». Здесь, кстати, - довольно загадочное место, которое можно понять так, что неразумным грехи прощаются и без понимания сути вещей («тайн Царствия Божия»), но можно и подумать, достаточно ли четок в этом месте перевод.

Притча о сеятеле толковалась множество раз. Но не правда ли, следует полагать. что главное толкование принадлежит Иисусу? А Он изъясняет ее так: «Не понимаете этой притчи? Как же вам уразуметь все притчи? Сеятель слово сеет. Посеянное при дороге означает тех, в которых сеется слово, но к которым, когда услышат, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их. Подобным образом и посеянное на каменистом месте означает тех, которые, когда услышат слово, с радостью принимают его, но не имеют в себе корня и непостоянны; потом, когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняются. Посеянное в тернии означает слышащих слово, но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода. А посеянное на доброй земле означает тех, которые слушают слово и принимают, и приносят плод, один в тридцать, другой в шестьдесят, иной во сто крат».

Это толкование, как и все, сказанное Спасителем, надлежит принять именно так, как Он говорит: чтобы оно принесло плод. И еще по поводу Евангельских «повторов» нужно заметить, что каждый из повторяющихся эпизодов в каждом Евангелии, что называется, вплетен в ткань повествования, занимает там свое место и способствует проникновению в целое. А нам, сколько бы мы это ни читали, все должно быть мало. Потому что если бы мы приняли Благую Весть во всей ее полноте, то не только по воде бы ходили, но и по воздуху летали. Вот и на этот раз я как-то особенно задумалась над посеянным в тонкий слой почвы на камне, где ростки просто не могут развить корневую систему, чтобы получать питание. Очень меня задела эта простая ботаническая метафора. И в самом деле, достаточно ли мы сами представляем себе, какова должна быть почва, на которую упадет слово Божие? Достаточное ли внимание уделяют ей наши миссионеры и катехизаторы? Принято сетовать на то, что люди уходят из Церкви. Наверное, резонным было бы предположение, что это именно тот случай: слишком тонкий слой почвы на камне. А что Господь говорил про окаменевшие сердца?..

Погружение в Евангелие. День 4
Эскиз к мозаике "Христос-Сеятель", К.С. Петров-Водкин, 1914

И тут же Христос говорит ученикам, так сказать, полупритчу: вводит образ и сразу его разъясняет: «Для того ли приносится свеча, чтобы поставить ее под сосуд или под кровать? не для того ли, чтобы поставить ее на подсвечнике? Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу. Если кто имеет уши слышать, да слышит!». В этих немногих словах - очень много смыслов; ведь свеча – это символ Христова учения, и недаром на Литургии Преждеосвященных даров до глубины души проникает возглас: «Свет Христов просвещает всех», – а у священника в это время в руках горит свеча. Отсюда следует и то, что пришествие Христа в мир невозможно каким бы то ни было образом утаить и сделать если не небывшим, то неявным. И учение Его необходимо провозглашать для просвещения всех, а не группки посвященных, как какую-то тайную эзотерическую доктрину. Здесь же Христос говорит о вещах, которые часто вызывают недовольство: о том, что тайное неизбежно становится явным. Отсюда следует, что нельзя втайне делать недолжное, надеясь, что это удастся скрыть. Ан нет, не удастся, – так уж Господь судил, и в этом смысле общедоступные электронные СМИ – орудие Спасителя.

Особое внимание («замечайте, что слышите») Христос предлагает уделять проблеме воздаяния: «Какою мерою мерите, такою отмерено будет вам и прибавлено будет вам, слушающим. Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет». В самом деле, как привычно слышать отчаянные вопли о несправедливости свыше - и никто особо не сокрушается насчет несправедливостей, которые учиняет сам. И ежели кто-то в социальных сетях жалуется на жизнь, то кроме немногих действительно добрых и искренних друзей раздается прямо-таки вой злорадства: «Сам/сама виноват/виновата!». При этом люди считают, что уж с ними-то ничего подобного случиться не может – и очень обескураживаются, когда случается. А еще больше - когда встречают в лучшем случае равнодушие, в худшем – глумливое злорадство.

А повторять, что Бог дает (Свои духовные дары, то есть в конечном счете Себя) тем, у кого Он  в сердце, кто Его принимает и готов принимать до полноты богообщения и лишает этих даров тех, кто их отталкивает, никогда нелишне. И, наверное, уместно здесь сказать, что зря удивляются люди, что негодяи и проходимцы живут долго и по-видимости благополучно: Бог долготерпелив и дает время на покаяние, вот и все.

Далее Апостол приводит две притчи о Царстве, потому что о нем можно говорить только бережно и иносказательно: «Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он, ибо земля сама собой производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе. Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва». А нас еще спрашивают, почему надо детей крестить и причащаться. А вот потому.

И далее: «Чему уподобим Царствие Божие? или какою притчею изобразим его? Оно - как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле; а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветки, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные». Ой, сколько всякого критического мусора было сюда нанесено! И горчица - не злак, и семя ее не самое маленькое, и не вырастает она так гигантски. А мы, между прочим, по Евангелию не ботанику сдавать должны, а жить так, чтобы обрести жизнь вечную. Ну, хорошо, разве без горчицы непонятен смысл притчи? Разве непонятно, что благодать прорастает в человеке от крохотнейшей искорки до того, что заполняет собой все его существо и укрывает окружающих от зла мира? Ведь в этом-то все и дело, а не в растениеводстве.

А вечером Иисус сказал: «Переправимся на ту сторону». Ученики  и Он были в одной лодке; с ними плыли и другие. Начался шторм, волны уже заливали лодку, а Христос спал на корме. Перепуганные ученики будили Его не без раздражения: «Неужели тебе нужды нет, что мы погибаем?». К сожалению, требовательность к учителю, как и к любому старшему, входит в «пакет» отношений, свойственных человеку, наряду с почтительностью и с признанием себя младшим. Это можно и нужно преодолевать, хотя и трудно; гораздо хуже распространенная ныне позиция «мне все должны и мне на всех плевать». Пробудившись, Спаситель сначала запретил ветру и сказал морю: умолкни. престань», а потом, в наступившей тишине, обратился к ученикам: «Что вы так боязливы? как у вас нет веры?». Но они только с трепетом силились понять, Кто же их Учитель, повелевающей ветром и морем.

Снова и снова напоминает нам Евангелие о вере, малейшая крупинка которой (то же «горчичное зерно») помогает двигать горами. А мы все боимся и унываем, унываем и боимся...

Их пятой главы мы узнаем, почему жители попросили Христа уйти из их местности, как бывший одержимый стал проповедником и как вера отца помогла воскресить его дочь.

2
1
Сохранить
Поделиться: