Евгений Юрьев, председатель Общественного совета Центрального федерального округа, член Общественной палаты РФ России нужна антиалкогольная политика По оценкам экспертов, в том числе ВОЗ, экономические потери, связанные с чрезмерным употреблением алкогольных напитков, включая некачественные, в том числе суррогатные, составляют 500–700 млрд. рублей в 2004–2005 годах, или около 3-4% ВВП России ежегодно. Причем речь идет только о прямом ущербе по его минимальной оценке, который складывается из следующих составляющих: |
Андрей Коротаев, д. и. н., профессор РГГУ На благо казны или во имя общества? Водку на Руси пили не всегда, хотя бы потому, что крепкие алкогольные продукты, полученные в результате дистилляции (перегонки) изобрел лишь в начале IX века арабский ученый ар-Рази, при этом продукт перегонки долгое время использовался только в качестве реактива в химии/алхимии и аптечном деле. На Руси водка появляется только в XV–XVI веках. До этого же россияне употребляли лишь слабоалкогольные напитки («брагу», «пиво»). |
Дарья Халтурина, к. и. н., доцент РАГС Русская культура: во-первых — Пушкин, во-вторых — водка? Потребление любых наркотиков создает вокруг себя субкультуру со своими ритуалами, традициями и мифами. Алкоголь — это тот же наркотик. Но, в отличие от многих других, он может быть относительно безопасен, и потому легален в большинстве стран. В странах Южной Европы с традиционным виноделием алкоголь был настолько важной частью крестьянской жизни, что урбанизация привела к снижению уровня его потребления. Однако там выработалась культура умеренности, возник определенный иммунитет. В северных странах такого иммунитета нет, и традиционное потребление «по праздникам» в ходе модернизации трансформировалось в культуру «героического алкоголизма» — быть пьяным не только приемлемо, но даже престижно. Пьяный кутеж воспринимается как коллективный отрыв от реальности, выход за рамки повседневного, проявление истинного лица человека. Поэтому в России с подозрением относятся к непьющим. Отказ от выпивки наводит на мысль, что человек либо завязавший алкоголик, либо боится открыть душу. Возникает «социальное давление», толкающее на пьянство. В эпоху застоя партийные функционеры начали совмещать переговоры с попойкой. Предпосылки этому были заложены Сталиным, регулярно собиравшим полурабочие совещания с распитием грузинского вина. Но подлинный расцвет пришелся на эпоху Брежнева. Переводчик Виктор Суходрев рассказывал, как в мае 1972 года Брежнев пригласил Киссинджера в Завидово. После охоты из дорожной сумки вытащили пол-литра, пиво, помидоры, огурцы, колбасу, сыр, хлеб и «сообразили на троих»: Брежнев собирался обсудить деликатную тему, которую не хотел затрагивать на официальных переговорах. Тогда пьянство распространилось среди советской верхушки, а традиция переговоров за столом стала копироваться на местах, а позднее — предпринимателями. Иную природу имеет пьянство у молодежи. Как отмечается в Декларации Всемирной организации здравоохранения «Молодежь и алкоголь», для молодого поколения характерно экспериментирование, «пьяные кутежи», смешение алкоголя с другими психоактивными веществами. Особенно распространено пьянство в студенческих общежитиях, где, в отличие от западных кампусов, мер серьезного противодействия не предпринимается. Алкоголь глубоко проник в основание русской культуры. В ходе проведенного нами в 1999 году опроса студентов о том, что ассоциируется у них с понятием «российская культура», выяснилось, что первое место занимает Пушкин, второе — водка. Однако из этого не следует, что Россия обречена вымереть от пьянства, такого рода ценности быстро меняются. Сейчас в североевропейских странах уже никто не пьет на работе, и почти никто не похмеляется по понедельникам, как было раньше. Необходима целенаправленная работа по внедрению норм умеренности в российскую культуру потребления алкоголя. |
Алексей Ульянов, к. э. н., доцент МГИМО, руководитель управления контроля промышленности Федеральной антимонопольной службы России Алкогольная сверхсмертность в России Антиалкогольную кампанию Горбачева 1985-86 гг. многие ругают и считают неэффективной, припоминая вырубку виноградников и расцвет самогоноварения. На самом деле, положительный эффект был колоссальный — за 2 года смертность снизилась на 1,2 млн. человек! Продолжительность жизни мужчин выросла почти на 5 лет. Более того, рост рождаемости конца 80-х тоже связан именно с антиалкогольной кампанией. Мужчины 40 лет перестали умирать, попадать в тюрьму, а семьи — распадаться по причине хронического алкоголизма кормильца, что и привело к рождению во многих семьях второго ребенка. Снизилась преступность, возросла производительность труда. К сожалению, из-за падения налоговых поступлений в бюджет кампания была свернута. |
Игорь Филиппов, руководитель аппарата Комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму Государственной Думы 2003–2006 годов Запрет на дешевый «кайф» Недавно на российских предприятиях возникла проблема: спирт, формально производимый для промышленных целей, фактически попадал на пищевой рынок, где обнаруживался не только в виде низкокачественной дешевой водки, но и в бутылках известных брендов. Ситуацию надо было менять, и тогда Валерий Драганов, глава Комитета по экономической политике, стал инициатором содержательной части поправок в Федеральный закон о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (171 ФЗ). Спиртовое лобби под разными предлогами (например, защита химической промышленности) пыталось противостоять этому, однако в июле 2006 года поправки приняли: был введен список из обязательных денатурирующих добавок (бензин, керосин, битрекс и кротоновый альдегид). Добавление любого из этих веществ в установленных количествах делает спиртосодержащую жидкость непригодной для питья, и эти денатураты плохо выводятся во время перегонки спирта. Иными словами, производителей обязали в непищевые спиртосодержащие жидкости (моющие средства, стеклоочистители и т. д.) вводить вещества, делающие невозможными их употребление внутрь. Несоблюдение требований закона карается отзывом лицензии, то есть серьезными убытками для предприятия. |