Аркадий МАМОНТОВ, тележурналист:
Сегодня о “Девятой роте” говорят много и по-разному. Скажу сразу – фильм мне понравился. Пожалуй, за последние десять-пятнадцать лет он стал первой работой такого уровня в нашем кинематографе. И потому хочется начать со слов в защиту этой картины.Я плохо знаю историю девятой роты 345-го парашютно-десантного полка, лежащую в основе фильма, но мне лично кажется, что это не главное. Ведь для всех очевидно, что картина снята не о конкретном военном подразделении, она — об Афганской войне вообще. О ее ужасах, о парадоксальном мужестве наших солдат. Фильм как бы обобщает десятилетнюю историю этого непонятного конфликта и потому не стоит удивляться, что многое в нем показано в гипертрофированном виде.
Не надо искать какие-то неточности и пытаться ткнуть в них съемочную группу.
Ляпы будут всегда, в любом самом подробном историческом фильме, сколько бы консультантов ни привлекли к его съемкам. Мне как журналисту глупо было бы обижаться на фильмы о журналистах, хотя совершенно ясно, что никакой актер, как бы он ни готовился, не сумеет проникнуть в тонкости профессии так, как это сделает человек с большим стажем. И, естественно, настоящий журналист найдет множество ляпов в любой подобной картине.
А с войной все гораздо сложнее. Война, это не просто “работа”, это другой мир, и даже побывавшие в нем не способны передать всех своих ощущений. Вот хотя бы знаменитый американский фильм Оливера Стоуна “Взвод”. Это картина о Вьетнаме, снятая человеком, воевавшим там и видевшим все своими глазами. И все равно режиссер не смог передать все свои чувства, потому что ужас войны, в принципе, невозможно передать средствами кинематографа.
К слову сказать, многие из тех, кто пытается снимать войну, зачастую сами ощущают некую “недосказанность” своих фильмов и оттого, видимо, начинают искать какие-то новые “приемы”. В результате одни скатываются в мелодраматичность и псевдопатриотический пафос, а другие начинают лить потоки грязи и фильм их превращается в простую “чернуху”. Тут у меня, пожалуй, основная претензия к “Девятой роте”. Думаю, не меня одного покоробил мат, которым обильно пересыпана работа Бондарчука. Я уж не говорю про сцену группового секса. Да. Это все реалистично, и вряд ли во время боя солдаты общались высоколитературным языком, но все-таки… Фильм мог бы обойтись и без этого, ничего бы он не потерял. Ни мат, ни грязные моменты не прибавили ему какой-то особенной остроты или невероятного натурализма.
Ведь сколько сильных фильмов снято о Великой Отечественной Войне, и там нет ни одного нецензурного слова! Эти фильмы нравятся ветеранам, они говорят правду о Войне и в то же время воспитывают в людях патриотизм. Они пробуждают чувства…
Я как-то спросил одного ветерана о Великой Отечественной.
– А что говорить? – ответил он. – Да дохли все как мухи!
Вот вам краткое содержание войны, сюжет длинною в четыре года и краткое содержание любого “правдивого” фильма об этом времени. И что, во имя натурализма, не надо было снимать всего того, что снято? Надо было изображать одну только человеческую мясорубку?
К счастью, в “Девятой роте” ее создателям удалось не скатиться в чернуху. Они нашли другой способ передать натурализм того времени, и он оказался гораздо проще. Герои фильма – простые люди, такие же, как и мы. В конце 80-х я сам служил в армии, но, к счастью, в Афган не попал. Мои товарищи, те, кто меня окружали, были самыми обычными. И зная этих людей, могу только представить, как бы они вели себя в экстремальной ситуации.
Это и сделано в “Девятой роте”. Отсюда, от настоящих людей, весь натурализм фильма, вся его удача и вся атмосфера. Бондарчук действительно молодец, он сумел удивительно талантливо передать простых людей.
Конечно, не стоит забывать, что это – режиссерский дебют. Конечно, с профессиональной точки зрения в картине много мелких “огрехов”. Но это уже не главное, потому что фильм — удался. Быть может, если б его снимал кто-то другой, получилось бы еще лучше, но никто другой за это не взялся.
О чем фильм говорит зрителям? Вот еще один популярный вопрос, который сейчас задают многие. Воспитывает ли картина патриотизм? Не знаю. Сложно сказать. Ведь патриотизм – понятие весьма растяжимое. Это любовь и к близким, и к друзьям, и к Родине. У разных людей разное понимание этого слова.
А я скажу лишь одно – “Девятая рота” учит говорить “Россия”, вместо “эта страна”, что уже не мало.
Сейчас ломается много копий на тему пораженчества, царящего, якобы, в фильме. Одни ссылаются на монолог главного героя, который тот произносит в самом конце. “…Мы не знали, что страны, за которую мы сражались, очень скоро не станет и будет немодно носить награды несуществующей державы…”. Другие пишут в аннотации, что это фильм о том, как наши солдаты победили в Афгане.
Ну а на самом деле, это фильм не о победе и не о поражении. Это фильм о людях, которые совершили подвиг. Совершили его вопреки всему, отправившись на подвиг ради своей страны, которой, в общем-то, это, как и вся Афганская война, было совершенно не нужно. Было ли их поступок бессмысленным? Нет. Вот как раз бессмысленности в их поступке не было, что и пытается показать нам фильм.