Вопрос читателя:

Здравствуйте. Недавно, читая статью, посвящённую религии, я наткнулась на комментарий, который меня смутил. Человек писал, что христианство — это религия рабов, а иудаизм — религия хозяев. Христианство учит «подставь другую щеку», также он приводил другие изречения из Писания, которые учат нас прощению терпению и смирению. Далее, он меня удивил, я не знала, что «аллилуйя» переводится как «Слава Яхве (Иегове)»... Разве для христиан Яхве — это и есть наш Господь?

Прошу прощения, если где то допустила некорректность, так как я далёкий от Церкви человек. Но, тем не менее, я верю в Бога. И пытаюсь разобраться для себя. Спасибо.

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Здравствуйте!

Вот и правильно, что Вы начали разбираться, это хорошо.
Смотрите, в чем дело с этим «рабством».

Исторически, особенно когда речь идет о первых веках христианства, утверждение, что христианство — религия рабов справедливо, потому что ко Христу во множестве обращались представители именно сословия рабов. Тут я на всякий случай напомню, что рабов на территории Римской империи было очень много (а Иудея, где жил Христос, была римской провинцией) и рабами были не только люди низкого происхождения, но и захваченные в плен представители разных слоев населения других стран. Например, древнеримский поэт Гораций 91 в. до н.э.)- один из величайших классиков не только римской, но и мировой литературы, был сыном вольноотпущенника, то есть бывшего раба. И очень многие римские рабы были образованнейшими людьми своего времени, например, учителя, привезенные в Рим из покоренной Греции. Постепенно христианство стали принимать и многие представители высших сословий, и мы знаем, что уже в начале 4 века Византийский император Константин был христианином.

Другой момент связан с тем, что сами христиане называют себя рабами Господними. Это самоназвание традиционно, но смысл тут не в том, что христианин Богу — как раб своему Господину. Христос ясно сказал Своим ученикам: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Ин. 15:15). В чем же состоит рабство? Оно означает, что если кому христианин и подчиняется, так это Богу, а не дьяволу, Богу, а не страстям, Богу, а не греху. То есть это не описание рабского состояния, а противопоставление, что человек признает своим авторитетом и что нет.

Есть христиане, которые не вполне ощущают себя друзьями и сынами Божиими, но это уже вопрос этапа духовной жизни, на котором сейчас находится человек (подробнее об этом см. Как быть, если духовная жизнь — это по обязанности?, в котором приведено мнение святителя Димитрия ростовского на этот счет, как раз по теме рабства).

В смирении и прощении ничего рабского нет, что Вы!

Про смирение у нас есть уже готовый текст Смирение и слабохарактерность — в чем разница?. Как видите, смирение — это величайшая сила духа и достоинства человека, куда уж рабу до такого! Соответственно, и прощение — возможность преодолеть свои обиды и освободиться от них — это тоже итог огромной внутренней работы и внутренней силы, свободы. Я понимаю, что часто в обывательском смысле, особенно после десятилетий советской пропаганды смирение отождествлялось с униженностью и унижением, но это неправильная трактовка термина, неверное, очень поверхностное и тенденциозное понимание. мы стараемся объяснять, в чем истинный смысл, но пока что его знают не все и больше знакомы с обывательской некорректной трактовкой.

Яхве — это одно из названий Бога в Ветхом Завете. Христиане признают оба завета — Ветхий и Новый. Новый более актуален, Ветхий интересен и важен как история отношений человечества с Богом до Христа (см. Зачем христианину Ветхий Завет?). Есть большая проблема (в том числе научная) в том, как называли Бога древние евреи, то есть как Он назван в текстах Ветхого Завета. имя Бога — т.е. тетраграмматон, то есть 4 согласные буквы, которые входят в состав имени, могли иметь разные огласовки (то есть между ними можно поставить разные главные). Какой вариант самый правильный, мы не знаем, потому что давным-давно в древнееврейском языке гласные не записывали, соответственно, точный вариант и не сохранился. Один из принятых вариантов огласовки — это Яхве. Собственно, почему бы и нет. Никакого смысла книг Библии это не меняет, и это одно из принятых названий Бога, но в христианской традиции его не употребляют, это правда. мы говорим «Бог», «Господь», или уточняем по Лицам святой Троицы — Христос, Святой Дух, Бог Отец. А так да, в Ветхом завете говорится про Того же Самого Бога, да.

По поводу «подставить щеку» я Вас отошлю к толкованиям святителя Иоанна Златоуста или, покороче, святителя Феофилакта Болгарского. В них Вы в принципе можете найти объяснения на любой непонятные момент Писания. И можете посмотреть текст Должен ли верующий быть слабаком?.

С Богом!

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
12
2
Сохранить
Поделиться: