Как объяснить, почему Николай II — святой?
Как объяснить, почему Николай II — святой?

Как объяснить, почему Николай II — святой?

Приблизительное время чтения: 3 мин.

Вопрос читателя:

Я верующий человек и моя семья тоже! И сегодня у нас возник очень серьёзный вопрос!!! Оказалось, что моя жена и сын против канонизации нашего последнего Царя Страстотерпца и Святого Николая Второго! У меня не хватает аргументов для его защиты! Они говорят так: несмотря на все его личные человеческие подвиги и православную и мученическую кончину и жизнь, он недостоин звания святого из-за того, что не уберёг империю, государство и подданных от войны, лишений, смертей, распада, лишений и, главное, революции! Помогите мне, пожалуйста, объяснить, с Божией помощью и вами, суть этой размолвки! Спасибо и Храни Вас Бог!!!

Андрей

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Дорогой Андрей, здравствуйте!

Я специально попросил редакцию сохранить Вашу авторскую пунктуацию, чтобы были виден накал, скажем так, эмоций в Вашей семье. Я отвечу Вам на вопрос, но сперва обращу внимание на то, как хитро действует лукавый: внутри семьи должны быть мир, лад и покой, тишина, согласие и взаимопонимание. Лукавый же «раскручивает» людей на эмоции, порой по самым благочестивым поводам, а заставляет их не просто мирно обсуждать непонятный вопрос, а вступать в ссоры, кричать и так далее. так быть не должно! И если у Вас с женой на что-то разные точки зрения, неважно, кто прав и кто неправ (а может быть, правы оба), Ваша задача — это не дать эмоциям Вас захлестнуть, Вам нужно научиться отличать главные вопросы от второстепенных и всегда исходить из того, что Вы с женой идете по этой жизни вместе. Никогда Вы не должны чувствовать, что Вы с ней по разные стороны баррикад, это железно.

Что касается вопроса канонизации Царской семьи, у нас есть материал на эту тему: За что канонизирован император Николай II?

Вы можете увидеть, что канонизировали его — как и многих других людей — именно за его личную жизнь и те страдания, которые он претерпел в конце жизни, он и канонизирован как мученик, страстотерпец. В истории Церкви очень много святых, которые не отличались праведностью жизни многие годы. Вспомните, что первым в Рай вошел разбойник, распятый на кресте рядом со Спасителем. Можно вспомнить, что и апостол Павел сторожил одежду тех, кто побивал камнями первомученика Стефана, и вообще он направлялся в Дамаск, чтобы гнать Церковь Христову. Можно вспомнить 40 Севастийских мучеников и момент, когда один из осужденных отказался от подвига — и на его место встал один из стражей, мучителей, и он стал в этот момент одним из святых. И таких историй очень много! преподобная Мария Египетская, память которой празднуется Великим постом (см. Стояние Марии Египетской — кто она и где стояла?) была блудницей, а потом стала великой, величайшей подвижницей. И страстотерпец Николай, который был последним российским императором, канонизирован именно за свой выбор в конце жизни — за личные, частные подвиги и за мученическую кончину. Да, на него, может быть, не стоит ориентироваться как на успешного правителя и главнокомандующего, а вот в личной, частной жизни у него и его супруги очень многому можно поучиться. И дай Бог каждому такого смирения, любви и кротости в частной жизни.

И можно еще сказать в этом споре, что, раз Церковь, изучив все документы, приняла решение о канонизации, нормально для христианина это решение принять. А если оно очень волнует, то почитать сами документы и официальные формулировки с обоснованием возможности канонизации. Коротко они пересказаны как раз в материале по ссылке. Никто не заставляет Вашу жену и сына молиться страстотерпцу Николаю. Я думаю, если масса святых, которым Ваша жена не молится по разным причинам, например, не знает о них, не успевает, или время есть только на молитвы тем, кого она особенно почитает. И слава Богу. А вот что лично ее задевает в этой канонизации, она может подумать и обговорить с духовником, только сперва надо изучить документы.

С Богом!

Задать вопрос
Задать вопрос священнику

    Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, задайте его через форму ниже. Обратите внимание: не все ответы публикуются на сайте. Если вы точно хотите получить ответ на свой вопрос, укажите е-mail — ответ придет вам на почту.

    P.S. Священник, отвечающий вам в письме, может дать только общие рекомендации. Если вы хотите получить более подробный ответ по вашей личной ситуации, необходима личная встреча со священником.

    Время ожидания ответа может быть различным в зависимости от сложности вопроса и загрузки отвечающих священников. Также в праздничные дни, дни особенной занятости священнослужителей (начало Великого поста, Страстная неделя, двунадесятые праздники и т.д.) ожидание ответа может занять более продолжительное время, чем обычно.

    Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (49 голосов, средняя: 3,86 из 5)
    Загрузка...
    Поделиться:

    • Гость
      Гость1 месяц назадОтветить

      То,как была убита царская семья - ужасно.Не пощадили даже детей.Поэтому царя и семью его и причислили к Святым.Бытует мнение,что именно это страшное событие и повлекло за собой Отечественную войну.Так считают многие мистики.

    • Catilina
      Catilina1 месяц назадОтветить

      Денис, На себя в зеркало посмотрите, что Вы там увидите - инфантилъное существо, все еще влекающееся в 40 лет (!) роботами, феями, эльфами и единорогами, смеет критиковать какие-то не такие черты характера человека, который долгие месяцы в изоляции и под постоянным ожиданием массового изнасилования потерявший совесть солдатней его обожаемых им милых невинных дочерей и мучительной смерти сына, остался стойким христианином, вотличие от Вас, уже целый год изводящего жалобами на вирус и Ваших ближних православных различные форумы в стиле "Лелик, останови машину я выйду!".

    • Денис
      Денис1 месяц назадОтветить

      Catilina, вот ещё понравилось из предисловия по вашей ссылке: "В доме на Исаакиевской к Николаю II не питали того уважения и пиетета, которые вызывали его отец и дед. Дело было не в переоценке монархических иллюзий, а в том, что поведение и характер нового самодержца мало соответствовали представлениям о верховном правителе, которых придерживались супруги Богданович. Еще когда Николай был только наследником, хозяйка салона записывала, что он "развивается физически, но не умственно" (6 ноября 1889 г.), что во время посещения Японии он и его свита бывали "в злачных" местах и "много пили" (4 июля 1891 г.), что он "ведет очень несерьезную жизнь", "увлечен танцовщицей Кшесинской" и "не хочет царствовать" (21 февраля, 31 мая, 22 сентября 1893 г.), что он "упрям и никаких советов не терпит" (18 апреля 1894 г.) и т.д.
      Подобные суждения, звучавшие из уст различных знакомых, создавали образ человека, малопригодного для выполнения "великой миссии правления". Настороженное отношение сохранилось и после того, как Николай стал самодержцем. Описывая поведение царя через три с лишним года после воцарения, Александра Викторовна заметила, что он "еще молод" (22 февраля 1898 г.). Однако в особняке на Исаакиевской не просто наблюдали, но иногда пытались и воздействовать на монарха, причем не только через должностных лиц, но и иным, типично закулисным путем. Вот, например, примечательное свидетельство, относящееся к 1901 г. Генерал пригласил к себе частого гостя дома, Н. А. Радцига, камердинера Николая II, который получил задание "направить там (т.е. во дворце. -- А. Б.) дело, чтобы царь не так часто увлекался охотой, куда почти ежедневно он ездит". "Время теперь тяжелое, надо делом заниматься", -- заключила Александра Викторовна (20 декабря)".

    • Денис
      Денис1 месяц назадОтветить

      Catilina, очень актуальны для нынешних ревностно верующих православных христиан следующие слова из предисловия по вашей ссылке: "Повышенное внимание к жизни правительственных "сфер" не было для Богдановичей связано напрямую с какой-либо узко-материальной корыстью. Их поддержка одних фигур и неприятие других обуславливалась в первую очередь политическими взглядами, социальным мировоззрением, обеспокоенностью за судьбу "исконной России", где, по их представлению, должен был править умный, справедливый монарх, окруженный честными и дальновидными деятелями, а трудолюбивый "народ-богоносец" с любовью в сердце к своему царю -- мирно работать и доблестно сражаться -- и тогда в обществе будут царить мир, спокойствие, изобилие и порядок. Подобные идиллические видения, усиленно пропагандируемые в листках и брошюрах "кафедры Исаакиевского собора", возглавлявшейся генералом Е. В. Богдановичем, отражали желаемое, которое не было не только действительным, но не могло стать и возможным. Столкновение мифологизированного сознания с живым и противоречивым миром всегда в истории было драматичным для тех, кто подменял реальности представлениями о них. Иллюзиями можно себя тешить, но на них нельзя строить политику. В полной мере это относится к тем кругам российского общества, которые в 1917 г. стали "бывшими"

    • Catilina
      Catilina1 месяц назадОтветить

      чтобы разобратъcя в этом вопросе, надо читать доукменты ТОГО времени, дневники ТОГО времени, письма ТОГО времени, а не компиляции из них современных историков, желающих подзаработать. В крайнем случае - мемуары современников событий конца 19 - начала 20-гo веков, c позволения редакции хотелось бы дать линк автору вопроса, http://az.lib.ru/b/bogdanowich_a_w/text_0010.shtml, только не надо абсолютизировать написанное, как единственно верное, этот дневник, полный субьективных оценок написавшей его, и еще двухтомник мемуаров начальников Охранного отделения (это был напечатанный на бумаге экземпляр из библиотеки РКИ) позволили мне окунуться в атмосферу того времени и понять, насколько запутанными были обстоятельства, насколько угрожающе предгрозовой - атмосфера, а какие страсти там разгулялись, ничем и никем не сдерживаемые, поскольку пастыри Русской Православной Церкви увы... уже не выполняли своих пастырских задач и сами становились в некотором роде виновниками, а затем и жертвами последующих событий. Вообще страна напоминала собой огромный серпентарий. А царь... а что царь, он обыкновенный хороший человек со средними способностями, как и многие из тех, кто оставили здесь свои комментарии, пытающийся в тех обстоятельствах поступить наилучшим для страны способом. Как и любой написавший здесь тоже когда-нибудь пытался грести против течения с печальным результатом в конце. Что касается святости - уже вот сказано, где найти подлинник документа-решения по этому вопросу. Там ясно все написано.

    • Corrine
      Corrine1 месяц назадОтветить

      Интересно, о каких "личных подвигах" идет речь. Давка на Ходынском поле?

    • Виктор
      Виктор1 месяц назадОтветить

      Мне тоже не понятно почему убийца и человек которого ненавидели современники святой . И ответ напрашивается только один это было уходно амерекосам .

      • Владимир Гурболиков
        Владимир Гурболиков1 месяц назадОтветить

        Так почитайте комментарии и ссылки. Бог должен Вас спросить? Или провести голосование среди современников?

    • Сергей Исаев
      Сергей Исаев1 месяц назадОтветить

      Сие да сбудется Писание: "И враги человеку домашние его"!
      Мир не есть высшая ценность, в том числе семейный.

      • Людмила
        Людмила1 месяц назадОтветить

        Двоюродный брат отказался от Николая 11 и его семьи, не послал из Англии за ними пароход. Вот и результат- мученическая смерть.А так- жили бы себе и умерли своей смертью.

    Загрузить больше комментариев