В этом году мы предлагаем нашим читателям провести Страстную неделю на Святой земле вместе с «Фомой» и протоиереем Игорем Пчелинцевым: увидеть святые места, связанные с последними днями земной жизни Иисуса Христа, и пройти по Крестному пути до Голгофы.
Мы с вами на месте, где, по преданию, стояли жены-мироносицы и Матерь Божия во время распятия Спасителя и смотрели наверх, на Голгофу.
Сейчас это место огорожено мраморным балкончиком, но до XI века Голгофа так и оставалась скалой, на которой был водружен крест. И она стояла под открытым небом.
Народ приходил сюда молиться, поклоняться. Конечно, на приходящих паломников производили огромное духовное впечатление эти места, еще особенно тронутые рукой архитектора.
Мы с вами находимся под горой Голгофой, под ее вершиной, в так называемом Приделе Адама или часовне Адама.
На самом деле это православный придел в честь Иоанна Крестителя, но все его знают как Придел Адама, потому что, по преданию, некто из праотцев принес сюда для погребения главу Адама и похоронил ее под Голгофой.
Когда Спаситель был распят и умер на Кресте, потряслись основания города Иерусалима и скала Голгофа раскололась пополам. Кровь, которую Спаситель пролил на Голгофе, пала на череп Адама в ознаменование искупления грехов человеческого рода. Это предание, но предание вполне замечательное, приемлемое нами. А уж разлом скалы мы с вами видим непосредственно здесь.
Мы с вами в одной из часовен Храма Гроба Господня, на самом нижнем его уровне. Здесь в древности была водяная цистерна, даже сохранились входы для дождевой воды. Но, видимо, еще в древнее время эта была цистерна заброшена.
И после распятия Спасителя и разбойников в этой пещере положили кресты. Они здесь лежали, заваленные обломками камней, землей, до времен царицы Елены, когда она, следуя указаниям одного благочестивого человека, обнаружила это место, на котором росли прекрасные васильки.
Стали разбирать завалы, цистерну и рано или поздно здесь нашли Крест нашего Спасителя. Многие помнят историю, как из трех крестов выбирали Крест Спасителя: по одной версии, приложили к тяжело болящему — он исцелился, по другой версии, проносили мимо покойника, приложили ко кресту — он воскрес, но, как бы то ни было, Крест явил животворящую силу.
И место обретения Креста с самой древности отмечено знаком, к нему все паломники прикладываются. Здесь же сделан небольшой придел в честь царицы Елены.
Здесь оставлена такая ниша, где, по преданию, стояла царица Елена и работающим воинам и трудникам бросала монетки, чтобы немножко ускорить разбор цистерны.
Мы в храме Гроба Господня — в приделе Лонгина сотника. Здесь же рядом, напротив, алтарь Храма Воскресения и проход вокруг него, который называется амбулаториум, что означает «проходить мимо разных приделов», приблизительно так. Потом уже это название перешло в амбулатории, где люди проходят не мимо святынь, а мимо врачей, которые тоже очень важны, между прочим!
Лонгин сотник стоял около Креста Господня, он был главой сотников-воинов, которые стерегли распятых на крестах и Спасителя, и он был именно тем, кто пробил ребро Спасителя копьем, и из раны истекли кровь и вода, как написано в Евангелии.
Дальше уже начинается житие и предание: кровь Его была собрана в чашу Святой Грааль, части копья Лонгина сотника хранятся в нескольких местах, как святыни, они тоже стали предметом исследования других религий.
Сам же Лонгин уверовал, что Спаситель есть Сын Божий, Спаситель мира. И через какое-то время принял мученическую смерть: ему отсекли голову.
Здесь на одной из икон изображено мучение Лонгина и женщина, которая подобрала и погребла его святую главу, и она по его молитвам исцелилась от тяжелой болезни.
В народе есть предание, что святой мученик Лонгин помогает особенно в головных болезнях. Я думаю, нет никаких причин не доверять православному народному сознанию и молиться от всего сердца Господу нашему и святому мученику Лонгину.