Грешно ли православному хотеть самореализации и денег? – Православный журнал «Фома»
Грешно ли православному хотеть самореализации и денег?

Грешно ли православному хотеть самореализации и денег?

Приблизительное время чтения: 7 мин.

В редакцию журнала «Фома» пришло письмо от читателя:

Здравствуйте. Уже 8 лет с супругой и дочкой живем с родителями. Чтобы как-то выйти из трудной материальной ситуации и заиметь собственное жилье, начал искать дополнительные заработки и читать книги по финансовой психологии. Скажите, нормальное ли это желание для христианина — обеспечить свою семью, думать больше о деньгах и желать собственной реализации, своего бизнеса, или это служение мамоне? Как определить грань? В этих книгах написано: чтобы разбогатеть, нужно страстно этого желать, а христианство предлагает смириться и принимать все как есть. Спасибо.

Роман

Об этом мы беседуем со священником Стефаном Домусчи, кандидатом богословия и философских наук.

Отец Стефан, насколько желание самореализоваться «законно» с точки зрения православия?

Хотеть самореализации православному человеку не только «законно», но и естественно. Верующий человек просто обязан к ней стремиться. Только самореализацию он должен понимать по-христиански.

Что это значит?

Основной вопрос: что люди считают смыслом своей жизни, своей реализации? Традиционно под самореализацией понимают раскрытие и реализацию своих способностей, всего, что тебе дано. Вот только цели этой реализации у всех разные. У одних — это слава, власть, почет, богатство. А какой должна быть цель православного человека? С церковной точки зрения человек должен реализовывать себя — чем бы он ни занимался — через любые свои поступки, дела, взаимоотношения с другими людьми. В том числе и на работе. Главное, чтобы ваша деятельность отвечала представлениям о христианской нравственности, и вы отдавали себе отчет в том, что и для чего вы делаете.

Скажем, может ли христианин хотеть стать начальником? Может, если он чувствует в себе призвание, ресурс к тому, чтобы на этом посту сделать что-то доброе. Например, все у него в руках спорится, он знает, как реализовать данный проект, так пусть занимает руководящую должность — почему нет? Здесь важна мотивация: не власть сама по себе, а принесение пользы и сотворение блага.

Есть молитва перед началом всякого дела — ее можно найти в каждом православном молитвослове: «Благослови, Господи, и помоги мне, грешному, совершить начинаемое мною дело во славу Твою». А молебен на начало всякого доброго дела служат не только перед тем, как заняться чем-то очевидно богоугодным, но и при организации шиномонтажной мастерской, например.

И как шиномонтаж может служить к славе Божией?

В Писании о славе Божьей говорится: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф 5:16). И если повар, врач, сотрудник шиномонтажа и т. д. делают свою работу хорошо, честно, правильно и являются при этом христианами, они это делают во славу Божию.

Грешно ли православному хотеть самореализации и денег?

Раз Бог сотворил нас свободными и, воплотившись, дал ориентир — уподобиться Ему, мы должны ежедневно в отведенный нам срок жизни поступать так, как поступал бы Он. Вот в этом постоянном выборе в пользу добра и заключается самореализация христианина.

Но у человека может появиться естественный азарт в профессии, желание продвигаться по карьерной лестнице и больше получать. Это плохо?

Нет. Получать за свой труд деньги — это нормально. Но важно стремиться не к финансовым высотам, а к высотам качества, ощутимому результату, несущему благо другим. Вот в чем смысл.

Тут надо понимать, для чего человек хочет стать топ-менеджером. Чтобы купить себе дорогую машину? Подняться на более высокую ступеньку социальной лестницы? Или чтобы реализовать свои способности руководителя и послужить на этом посту людям? Главное, везде знать меру. Слушайте, что вам говорит ваша совесть.

А как быть с популярными книгами по финансовой психологии и с различными методиками, вроде: «одевайся как успешный, думай как богатый»?

Христос говорит: стремись к Царствию Божиему, а остальное тебе приложится. И если человек ставит целью исключительно зарабатывание денег, он прямо противоречит призыву Христа не собирать себе сокровищ на земле.

Если же ваше стремление к добру совпало с тем, что вы разбогатели, вы с чистой совестью можете, например, позволить себе отдых чуть более затратный, чем обычно, не забывая при этом, что деньги, которые послал вам Бог, Он посылает в том числе и для того, чтобы вы могли помогать тем, у кого их нет.

Что касается популярных психологических методик достижения богатства, то, с христианской точки зрения все они несостоятельны.

В каком смысле несостоятельны? Они не работают? Или работают так, что лучше держаться от них подальше?

Я говорю про те методики, которые предлагают достичь богатства, «изменив сознание», перестав ощущать себя бедным. Они строятся на попытке подражать мышлению богатого человека. То, что абсолютному большинству они попросту не помогут, — это полбеды. Но часто такие практики нацелены на «привлечение» богатства оккультными способами, а это уже по-настоящему опасно.

Грешно ли православному хотеть самореализации и денег?

Другое дело, если вы мечтаете не «поменять сознание» и не «открыть в себе сверхспособности», а как взрослый и ответственный человек осознать свою мотивацию (например, желание заработать больше денег для покупки квартиры), понять, что психологически мешает этому желанию осуществиться и проработать эти проблемы: заняться финансовой грамотностью, научиться вести переговоры, стать решительным, инициативным. В этом ничего предосудительного быть не может. Но повторю, тут главный вопрос — в чем цель: если методика учит тебя общаться с людьми, выстраивать отношения — это одно, а если ориентирует на богатство как на самоцель — это другое.

И все же все эти схемы имеют одно слабое место — все они игнорируют Бога.

То есть, если доверять не модным теориям достижение успеха, а Богу, это непременно приведет к благополучию?

Сначала определитесь: что вам нужно от Бога — деньги или спасение? Мы все-таки полагаемся на Бога, когда думаем о спасении, а не о том, что Он закутает нас в шелка. Именно в спасении в вечности, а не в какой-то удаче в земной жизни — предел благополучия для христианина. А вот вести к спасению Он нас может по-разному: кого-то испытанием бедностью, кого-то — богатством.

Вы спросите: неужели все, что остается людям с зарплатой в 15 тысяч, — это сжать зубы и терпеть? Ответ дает Иоанн Златоуст. Он говорит: делай дело Божье, а Бог сделает твое.

Это не значит, что Бог все сделает за вас. Работайте, трудитесь и делайте все, что в ваших силах, во имя Его, по совести, и Он поддержит вас во всем.

Но будьте рассудительны: оцените свои силы, не превращайте свою жизнь в ад, где вы из последних сил тянете лямку, а семья все равно мучается, потому что вы купили в кредит дорогую квартиру, а теперь не знаете, как погасить долг.

Другими словами, христианский путь к лучшей жизни — это адекватно оценить свои силы, самому стремиться к желаемому и молиться Богу, чтобы Он устроил эту жизнь наилучшим для вас образом, доверять Ему в этом. И если вы готовы принять это и не заглядывать в зубы дареному коню, то будете счастливы.

Да, это не значит, что все мы будем жить как цари — роскошных палат нам никто не обещает, иначе это было бы похоже на рыночные отношения: «Я Тебе, Господи, стремление в Царство Твое, а Ты мне — квартиру». Нет, это работает не так.

Грешно ли православному хотеть самореализации и денег?

«Что у тебя есть? Что надо, то и есть. А что тебе надо? А вот что есть, то и надо» — этими словами из одного кинофильма можно описать в том числе и христианское отношение к мирским благам. Конечно, это сложно, когда вокруг процветает культ богатства и роскоши: вы чувствуете себя несчастным, обиженным от того, что у вас чего-то нет... И вот здесь-то как раз и надо изменить сознание: мы не должны бежать за современной философией богатства и подстраивать под нее богословие.

Так что же ответить Роману? Когда на жизнь едва хватает и приходится постоянно себя в чем-то ужимать, хотеть жить лучше — грех?

Нет. Но хотеть жить лучше, желать достойного жилища и стараться заработать на него — это совсем не то же самое, что написано в книжках по финансовой психологии. Да и подходить к решению этого вопроса можно по-разному. К примеру, у нас в России люди стремятся непременно купить квартиру, а на Западе многие всю жизнь снимают жилье и считают это нормой.

Просто не перегибайте палку — старайтесь обеспечить свою семью, но полагайтесь в этом на Бога, а не на симпатическую магию. Думать о деньгах, уметь распределять бюджет, откладывать, разбираться в экономических процессах — нормально, это часть жизни. Но относиться к деньгам как к высшему благу, менять мировоззрение ради достижения богатства — это значит действительно служить мамоне, а не Христу.

Беседовала Анастасия Бавинова

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (79 голосов, средняя: 4,76 из 5)
Загрузка...
Поделиться:

  • Сергей
    Сергей3 месяца назадОтветить

    Я сам одно время увлекался финансовой психологией. Я пытался выяснить, действительно ли это помогает. Я пришёл к двум выводам, после чего больше этим не занимаюсь.

    1. Любое ремесло, в том числе и "делание денег" базируется на конкретике. Необходимо действовать, предпринимать конкретные шаги, чтобы преуспеть. Тогда как финансовая психология, как и прочая околофинансовая эзотерика, имеет чисто мистический характер - она не о реальном успехе, а о самоощущении и иллюзиях благополучия. Более того, эти самые иллюзии довольно заразительны, особенно для людей, склонных к мистическому подходу к жизни и магическому мышлению, от чего эти воззрения можно очень успешно продавать.

    То есть, у вас есть выбор - учиться, практиковаться, и чего-то добиться в итоге, или посвятить свою жизнь иллюзиям, согласно которым вы перестанете чувствовать себя бедным, начнёте чувствовать себя богатым, а может и действительно разбогатеете, если сумеете за деньги научить таких же как вы принять эти иллюзии. Выбор между реальностью и самовнушением, если вам угодно.

    2. Многие книги по экономике и финансовой деятельности среди толковых (например, книги Уоррена Баффета), увы, не помогут вам в условиях российской нищеты (когда на квартиру + питание + одежду и гигиену у вас уходит 50%+ дохода). Единственный шаг, действительно меняющий к лучшему финансовое положение среднего россиянина - получение работы в нормальной стране мира и переезд. Книги, конечно,можно читать "на будущее", но на таком этапе гораздо важнее учить языки (как минимум английский) и совершенствоваться в профессии, разумеется с прицелом на работу в нормальной стране.

  • Владислав
    Владислав4 месяца назадОтветить

    Получается что богатый, пришедший к Богу после того, как стал богатым (разными методами, незаконными в т.ч.), ему простили грехи и он спасется, в гораздо более выгодном положении, чем бедный христианин (которому изначально нельзя гнаться за богаством, заниматься бизнесом и зарабатывать большие деньги и т.д.)?
    Так и как и тот и тот получаеися спасется, но богатый при этом останется при деньгах и дальше будет раскошно жить. А бедный прозябать в нищите.
    Какой из этих людей будет лучше? И неужели бедный, который будет стремиться зарабатывать, будет огромный грешник и ему запрещено стремиться жить лучше?

    • Сергей
      Сергей3 месяца назадОтветить

      Разве христианину нельзя заниматься бизнесом и иметь большие деньги? Речь в статье о том, что деньги не должны быть предметом страсти.

      И обратите внимание на тот момент, что средний россиянин по современным глобальным меркам нищий. Разве Господь порицает попытки выбраться из нищеты? Разве нищета хоть кого-то спасла сама по себе? Напротив, человек богатый может с помощью своего богатства помочь кому-то, и значит, может и сам того не зная, прославит Бога, сделав угодное Ему дело.

      • Владимир Гурболиков
        Владимир Гурболиков3 месяца назадОтветить

        "Речь в статье о том, что деньги не должны быть предметом страсти". -- Вот именно. И в чём тогда Ваш вопрос? Вы сами на него ответили.

    • Владимир Гурболиков
      Владимир Гурболиков4 месяца назадОтветить

      Но про имеющего богатства, Сам Христос сказал: "Горе богатому!" Потому что слишком от многого требуется отказаться, чтобы пойти за Христом. То же, кстати, касается и всякого таланта и дара: неслучайно, например, среди писателей и поэтов очень мало святых. Почти совсем нет.

      • Сергей
        Сергей3 месяца назадОтветить

        Но ведь у талантливых людей есть и свои таланты, предназначенные для того, чтобы лучше творить добрые дела! Поэт и писатель облекает мысль в прекрасные произведения искусства, что не позволяют душе зачерстветь. Бизнесмен, инвестируя в новые дороги и больницы, фактически осчастливливает целые города. Богатый юноша из Евангелия мог сделать массу добра людям, причём на протяжении многих лет, чем если бы он отказался от богатства и оказался бы распят двумя годами позже! Вы считаете, что такие люди делают что-то неправильное в жизни? Может быть, талант это просто другой способ прославить Бога, по сравнению с монашеством? И опять же, разве не Богу виднее, кто свят, а кто нет?

        • Владимир Гурболиков
          Владимир Гурболиков3 месяца назадОтветить

          Сергей, сама евангельская история же и даёт ответ на Ваш вопрос. Перечитайте. Бог полюбил этого богатого юношу и не осудил ни богатств его, ни добрых дел. Но Он позвал юношу на более высокое служение. Видя его благочестие и любя, Христос позвал юношу идти за Собой. И тут как раз произошло, с точки зрения христианской, истинное горе: обнаружилось, что юноша настолько зависим от богатства, что не захотел быть со Христом. Это ли не катастрофа?

  • Владимир (другой)
    Владимир (другой)9 месяцев назадОтветить

    Благодарю Вас, Михаил. Спаси Вас Христос.

  • Арсений
    Арсений1 год назадОтветить

    Стремление к богатству заложено Богом. К примеру желая богатства духовного монах уходит в затвор и становится святым. При этом он много трудится в молитве и аскезе, претерпевая мучения.
    Проблема не в том чтобы сказать - материальное богатство хорошо или богатство плохо. Проблема в том что богатство может поработить душу, захватить все мысли и чувства, поэтому в Евангелие Христос и говорит что спастись богатому тяжело, как пройти через игольное ухо и возможно только по милости Божией.
    И стремиться к богатству и обладать им не грех, это естественно природе человека и не греховно. Грех увлечься богатством, удовольствиями и комфортом для тела.
    Как и власть не грех, грех причинение зла при помощи власти другим людям. Использование её во зло.
    В общем мало кто из людей способен не принести себе вред от больших денег и большой власти. Не принести вред своей душе. Не впасть в гордыню. Это основное.
    А то что принято называть богатством - это сейчас долларовый миллионер.
    Считать богатым человека имеющим к примеру хорошую квартиру и хорошую машину и средства на то что ему необходимо - съездить на море к примеру, это не богатство, это средний достаток.

  • ольга
    ольга1 год назадОтветить

    А в Евангелии написано просто :"Просите" и все подаст вам ваш Отец небесный. Так, что в том , что мы просим денег ничего плохого нет.И чем раньше мы определимся чего хотим и будем просить , тем лучше. Тем более нам всем не хватает денег настолько , что копить не получается , а иногда копить просто не с чего такая зарплата у народа.

Загрузить больше комментариев