Вопрос читателя:
Мой вопрос касается Благодатного огня. Раньше мы верили в его сверхъестественное происхождение — до тех пор, пока не узнали, что Армянская церковь (которая принимает участие в литании) отрицает, что это чудо. Если отрицание очевидных и явных божественных чудес — это хула на Святого Духа, которая не прощается, в отличие от всех других грехов... То разве не является такой же хулой на Духа Святого сознательное приписывание Богу тех «чудес», которых Он не совершал на самом деле?
Екатерина
Ответ священника:
Здравствуйте, Екатерина! Христос Воскресе!
Вопрос о природе и действенности Благодатного огня остается дискуссионным. Не существует определенных доказательств ни рукотворности, ни чудесного его схождения. В такой ситуации, по меньшей мере, преждевременно обвинять целые Поместные Церкви в тяжком грехе хулы на Духа Святого.
Схождение Благодатного огня для многих остается укрепляющим провозвестием Пасхи Христовой, а частицы огня на пасхальных богослужениях в наших храмах становятся символами единства Церкви Христовой в переживании Светлого Христова Воскресения.
Если в истории Благодатного огня есть преднамеренный обман и введение в заблуждение простых верующих христиан, то, на мой взгляд, уместно вспомнить предостережение Спасителя о тех, кто соблазняет «малых сих» (См. Мф. 18,6). Однако право суда здесь принадлежит только Самому Господу. И нам стоит беречь свои души от греха осуждения, который, в силу своей частоты в нашей жизни, не менее соблазна способен привести нас в геенну огненную.
Так что будем беречься от греха и предоставим суд Предвечному Судии.