Главное знание - знание о Боге

Признаться, я был очень расстроен открытым письмом ученых к президенту. Я тоже состою в Академии наук, знаю и уважаю людей, подписавших письмо: это талантливые ученые, честные и совестливые люди. Потому мне особенно грустно было читать «письмо десяти»... Его стилистика очень напомнила мне советские времена, есть в ней что-то военное, хотя (это тоже чувствуется по стилю) ученые пытались себя сдерживать, делать какие-то поклоны… Признаться, такого за последние пятнадцать лет мне читать не приходилось.

С другой стороны, я должен сказать, что некоторая правда в этом письме есть. Действительно, в России Церковь отделена от государства, а государственная школа, соответственно, — от Церкви. В этом смысле подписавшие обращение действительно имели юридическое право заявить о том, что Церковь не имеет права на «клерикализацию российского общества». Другое дело, что Церковь вовсе не стремится к тому, в чем ее так жестко «уличают», поэтому обвинения эти абсолютно пусты и беспочвенны. Но отчасти я могу понять психологию этих людей: они видят некий подъем религиозности, церковности в стране, и то, что наша Церковь после страшных гонений при коммунистической власти как-то расправляет крылья, им неприятно. Пусть по личным и профессиональным качествам это прекрасные люди, но все они вышли из советской эпохи. Этот факт нельзя игнорировать.

Безусловно, Православная Церковь не идеальна, как не идеально все в этом мире; также верно то, что наша Церковь, как и все мы, постсоветские люди, несет на себе «советский» штамп. Мне кажется, современным церковным иерархам надо больше и внимательнее учитывать то, что страна еще не пережила до конца ужасный опыт насильно атеистического прошлого. Надо быть бережнее и терпимее к людям, «застрявшим» в минувшей эпохе.

Что касается меня: я обеими руками за то, чтобы в школах изучали основы религиозной культуры (разумеется, не только православной, хотя это культура большей части нашего народа, как католичество во Франции и Литве или протестантизм в Восточной и Северной Германии). Незнание мировоззренческих основ разных религий катастрофично для образованного человека. Я, как представитель поколения, выросшего при советской власти, прекрасно понимаю всю свою безграмотность в вере, хотя являюсь верующим, церковным человеком... Конечно, преподавать в школе основы религиозного знания надо очень деликатно, понимая, что Россия — мультикультуральная, мультиконфессиональная страна.

Могу сказать, что преподавание теологии в светских высших учебных заведениях — это не русская, но западная традиция. Хотя я почти уверен, что авторами письма движет отнюдь не знание этого, а некое атеистическое обоснование их позиции. Надо ли преподавать богословие? А почему нет? Может, не в качестве обязательного, но в качестве факультативного предмета. Сейчас мне за пятьдесят, я академик, профессор… но будь я двадцатилетним студентом, я бы с интересом прослушал курс теологии!

Да, теология не наука в том смысле, что она мало похожа на машиноведение или химию. Теология — это познание Бога, богословие. Но должен вам сказать: современная теология обладает научными методами, научной терминологией, категориальным аппаратом — всеми приметами настоящей науки. Более того, по моему мнению, это самая главная наука, которая лежит в основе всех наук. Недаром многие крупнейшие теоретики физики, химии и других естественных наук были людьми религиозными. Да, не всегда эта религиозность была церковной и четко окрашенной конфессионально: Эйнштейн, например, не был иудеем, хотя был евреем, или христианином, хотя вырос в христианской стране. Но то, что это был религиозный мыслитель — очевидно! Даже известный атеист Андрей Дмитриевич Сахаров в своих космологических работах приходил к выводу, что существует некое начало всех начал, первопричина жизни во Вселенной.

Повторюсь, теология не та наука, которой занимаются лауреаты Нобелевской премии, великие ученые Алферов и Гинзбург, но это то знание, без которого наша страна просто погибнет. Я убежден, что без религиозной культуры, без теологической подготовки мы можем опять впасть в варварство. А Церкви, конечно, надо учиться быть более деликатной, принимать во внимание, что, при всем подъеме религии, Россия по-прежнему — атеистическая страна.

Если мы хотим изменить это, нам предстоит очень серьезная и тяжелая работа. И не надо драматизировать это письмо! Надо преподавать, надо изучать, но без нажима и принимая во внимание, что мнений — великое множество, то есть спокойно, толерантно, но твердо двигаться от варварства к знанию. А главное знание — это, конечно, знание о Боге.

 

На заставке фрагмент фото strf.ru

0
0
Сохранить
Поделиться: