Где почитать правду о детстве Христа? – Православный журнал «Фома»
Где почитать правду о детстве Христа?

Где почитать правду о детстве Христа?

Приблизительное время чтения: 5 мин.

Правдивые сведения о детских годах жизни Иисуса Христа содержатся в Новом Завете. Об этом, в частности, пишут евангелисты Матфей и Лука.

Матфей описывает путешествие волхвов, идущих вслед за рождественской звездой, тревогу Ирода и последовавшее избиение младенцев в Вифлееме, бегство Святого семейства в Египет и возвращение в Палестину после смерти Ирода.

Лука рассказывает о пастухах, об обрезании Иисуса, о том, как Мария и Иосиф принесли сорокадневного Богомладенца в Иерусалимский храм, где произошла Его встреча со старцем Симеоном и Анной пророчицей. Также он повествует о паломничестве Иисуса в подростковом возрасте в Иерусалим и Его беседе в Иерусалимском храме с иудейскими старейшинами и учителями закона.

Проблема в том, что все эти события в Евангелиях не выстроены по хронологии, так что вначале сложно разобраться, что за чем следует. Не добавляет ясности и принятая в Церкви последовательность праздников, в которой между Рождеством и Сретением стоит, например, Крещение Господне, состоявшееся, когда Иисусу было уже тридцать лет. Попробуем внести ясность.

Относительно рождественской звезды мнения толкователей расходятся. Одни видят в ней естественное астрономическое явление, например комету, другие полагают, что речь идет о некоем чудесном явлении, божественном знамении. «Не думай, что она была одна из видимых нами: нет, то была божественная и ангельская сила, явившаяся в образе звезды», — пишет, например, блаженный Феофилакт Болгарский. Так или иначе, звезда, появившись в ночь Рождества, ознаменовала появление на свет Спасителя мира и сподвигла волхвов, проживавших где-то в районе современного Ирака, на путешествие. Очевидно, что последнее длилось не один день, а то и не один месяц. Поэтому новорожденный Иисус не мог видеть волхвов в вифлеемской пещере. Свидетелями его рождения, помимо ангелов и родителей, были только пастухи, которые после разговора с Ангелом, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях (Лк 2:16).

Где почитать правду о детстве Христа?
Джеймс Тиссо. «Путешествие волхвов».

Пока волхвы находились в путешествии, в жизни Богомладенца произошли два события: обрезание и сретение. Первое произошло на восьмой день. Как было принято в иудейской традиции, при обрезании ребенку дали имя Иисус в соответствии с тем, что возвестил архангел Гавриил Деве Марии во время Благовещения. Поскольку Иисус был первенцем, Он, по закону Моисееву, должен был пройти еще и обряд посвящения Богу.

На сороковой день после рождения иудеи приносили старшего сына в Иерусалимский храм и приносили Богу благодарственную и очистительную жертву. Поступили так и Иосиф с Марией. Это событие подробно описывает евангелист Лука. Почему подробно? Дело в том, что во время этого обряда произошла встреча Святого семейства со старцем Симеоном — праведным и ученым мужем, который, взяв Иисуса на руки, произнес пророчество о Его миссии. Встреча с Симеоном стала основой для праздника Сретения Господня. На протяжении этих сорока дней с Рождества и до Сретения Иосиф с Марией и Иисусом находились, скорее всего, в Вифлееме, который расположен всего в восьми километрах от Иерусалима. Им не было никакого смысла возвращаться в Назарет, а потом опять идти в Иерусалимский храм.

Тем временем волхвы добрались до Иерусалима и своим вопросом где родившийся Царь Иудейский? (Мф 2:2) вызвали тревогу и подозрения Ирода. Волхвы нашли Святое семейство, совершили поклонение Спасителю и принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. После этого они, получив во сне откровение не раскрывать Ироду место пребывания Иисуса, возвратились домой другим путем. Ирод, разгневавшись, отдал приказ об избиении в окрестностях Вифлеема всех новорожденных младенцев, а Иисус с родителями был вынужден бежать в Египет. Там они находились около трех или четырех лет. Конкретное место их пребывания неизвестно, однако местное предание сохранило несколько локаций, где Святое семейство останавливалось в эти годы. В этих местах уже в христианскую эпоху возникли монастыри, которые можно увидеть и сегодня.

Евангелист Матфей пишет, что в Палестину Иосиф с Марией вернулись, когда в Иудее вместо Ирода царствовал его сын Архелай. Последний правил до 6 года по Р. Х. Таким образом, возвращение Святого семейства произошло не позже этой даты, а, вероятнее всего, гораздо раньше, поскольку свой путь обратно оно начало вскоре после смерти Ирода, т. е. ближе к началу, а не к концу царствования Архелая.

Все свое детство и юность Иисус провел в Назарете, где Святое семейство поселилось после возвращения из Египта. Последний раз перед выходом Христа на проповедь уже в тридцатилетнем возрасте мы видим Его во время паломничества в Иерусалим на Пасху, куда, как пишет евангелист Лука, Его родители — и, скорее всего, Он вместе с ними — ходили каждый год. На обратном пути Иосиф и Мария обнаружили, что Мальчика с ними нет. Они вернулись обратно и нашли Его в храме, беседовавшим с раввинами, которые дивились разуму и ответам Его (Лк 2:47). В ответ на упрек Марии, что Он заставил их с Иосифом волноваться, Иисус впервые исповедовал Себя Сыном Божьим. Зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? — спросил Он (Лк 2:49). Но, как пишет евангелист, родители не поняли сказанных Им слов (Лк 2:50). После этого Иисус до Своего выхода на проповедь оставался в доме Иосифа и Марии, где находился в повиновении у них и преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков (Лк 2:51–52).

Где почитать правду о детстве Христа?
Отрок Иисус в храме. Генрих Гофман, 1884

Описанные выше факты из детства Спасителя — всё, что достоверно известно. Все остальные сведения, которые можно найти в так называемых апокрифах — текстах, возникших в христианской или сектантской среде и не вошедших в состав Нового Завета, — были отвергнуты Церковью как не соответствующие евангельской истине.

Например, существует так называемое «Евангелие детства», приписываемое апостолу Фоме. Сюжет этого произведения довольно прост: в каждой главе рассказывается о каком-нибудь чуде, которое якобы совершил маленький Иисус. Среди «чудес» есть и умерщвление сверстников, смеявшихся над Ним, и другие диковинные и довольно странные небылицы, которые, помимо того что они абсолютно бессмысленны, никак не согласуются с образом Иисуса Христа из четырех канонических Евангелий. Последние порой незначительно расходятся в мелочах, но едины в главном. Остальные «благовествования» рисуют собственные, несовместимые друг с другом картины. В них, как правило, можно четко проследить идеологическую или богословскую схему, чуждую христианству и коррелирующую с тем или другим еретическим учением.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (24 голосов, средняя: 4,92 из 5)
Загрузка...
9 января 2022
Поделиться:

  • Катя
    Катя1 неделя назадОтветить

    Простите, мне кажется, здесь опечатка, паломничество в Иерусалимский храм в "двенадцатилетнем возрасте", а не в "тридцатилетнем возрасте"

    • Кузнецов Михаил
      Кузнецов Михаил1 неделя назадОтветить

      Там так и написано. Перед выходом на проповедь (которое случилось в 30 лет) мы видим Его только во время паломничества в Иерусалим.

  • Александр К
    Александр К2 недели назадОтветить

    Евангелие намеренно нас избавляет от ненужных деталей и это правильно. Представим, что выяснилось бы, что у Христа был нос крючком или рост 1.80. Тогда бы люди несли всякую ерунду, что те, у кого нос крючком или кто высокий, те имеют особую божественную сущность или ещё какой-то околоподобный вздор. Мы знаем столько, сколько знаем. И то, что написано в Евангелии - это огромные неисчерпаемые сведения, намного более важные, чем факты биографии.

    Странно, что не согласующееся с образом Христа Евангелие приписывают апостолу. Получается, что апостол намерено искажал образ Христа?

    • Кузнецов Михаил
      Кузнецов Михаил1 неделя назадОтветить

      Во-первых, никто не установил хоть сколько-нибудь достоверно, что это писал Фома - именно поэтому и употреблено слово "приписывают". Ни в церковной, ни в научной среде это евангелие к Фоме не относят. Во-вторых, кроме намеренного искажения может наличествовать факт искренней веры автора в то, что он пишет, т.е. во лжи его обвинять в таком случае нельзя.