Фильм «Страсти Христовы»: какие отступления от Евангелия в нем есть?
Фильм «Страсти Христовы»: какие отступления от Евангелия в нем есть?
Title: PASSION OF THE CHRIST, THE • Pers: CAVIEZEL, JIM • Year: 2004 • Dir: GIBSON, MEL • Ref: PAS068AE • Credit: [ ICON PROD. / MARQUIS FILMS / THE KOBAL COLLECTION / ANTONELLO, PHILLIPE ]

Фильм «Страсти Христовы»: какие отступления от Евангелия в нем есть?

Приблизительное время чтения: 3 мин.

Фильм Мела Гибсона, ставший, пожалуй, главным кинособытием 2004 года, до сих пор остается одним из самых популярных и спорных высказыванием на евангельскую тему. О том, полезен он все-таки или нет, мы уже писали. А здесь рассмотрим, где в фильме Гибсона есть отступления от Евангелия.

Непосредственно перед арестом, во время молитвы в Гефсиманском саду Иисуса, согласно фильму, искушал сатана. «Одному человеку не под силу взять на себя грехи всего мира». В Евангелии же об этом не говорится, и даже наоборот «Явился же ему ангел с небес и укреплял Его» (Лк. 22:43). Сатана искушал Христа гораздо ранее, в самом начале Его служения, когда Он сорок дней постился в пустыне (Мф. 4:1-11). Гибсон соединил два эти эпизода — очевидно, с целью показать всю тяжесть внутреннего борения Иисуса.

Согласно фильму, после того как Пилат спросил Иисуса: «что есть истина?», к нему подходит супруга и говорит примерно следующее: «Если ты не хочешь услышать истину — никто тебе не поможет». В Евангелии о таком не говорится и говориться не могло — ведь Пилат был язычником, который не верил в существование вообще какой бы то ни было истины. Его фраза, брошенная Христу: «Что есть истина?» — это не вопрос изголодавшегося по истине сердца, а ирония человека, которому сказали великую глупость...

Фильм «Страсти Христовы»: какие отступления от Евангелия в нем есть?

В фильме, во время суда над Христом в Синедрионе собрание разделилось. У Христа нашлись защитники. Но Евангелие ни словом об этом не упоминает. Среди членов Синедриона были тайные ученики Христа — Никодим и Иосиф Аримафейский, но они не решились выступить в Его защиту.

Апостол Петр, трижды отрекшись от Христа в ту ночь, согласно Евангелию, «выйдя вон, горько заплакал» (Лк. 22:62). В фильме же сразу после этого Петр говорит Богородице, Марии Магдалине и апостолу Иоанну «я недостоин». Этой фразой Гибсон, видимо, хотел пояснить зрителю, о чем именно горько плакал Петр.

О смерти Иуды в Евангелии сказано коротко. Увидев, что Христос осужден на смерть, причем совершенно беззаконным образом, он пришел к религиозным вождям своего народа и сказал: «Согрешил я, предав крове невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. И, бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился» (Мф. 27:3-10). У Гибсона же сцена дополнена гонящими Иуду из города детьми-бесенятами и костями верблюда, на поводьях которого Иуда в фильме и повесился. Видимо, режиссер хотел показать, как чувствует себя человек в момент максимальной богооставленности.

Фильм «Страсти Христовы»: какие отступления от Евангелия в нем есть?

В Евангелии сказано, что «Выходя, они (римляне. — Ред.) встретили некоего Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его» (Мф. 27:32). Согласно же фильму, Симон сперва препирался с римскими солдатами (что исторически вряд ли достоверно), потом призывал всех в свидетели, что не имеет к Иисусу никакого отношения.

Уже страдая на кресте, Иисус сказал апостолу Иоанну Богослову о стоявшей здесь же Своей матери: «...се Матерь твоя. И с этого момента ученик сей взял Ее к себе» (Ин. 19:26-27). Однако в фильме Иоанн Богослов называет Богородицу «мамой» еще раньше, во время пути на Голгофу.

В фильме показано, как легионеры, распиная Христа, вбивают гвозди ему в ладони. На самом деле (согласно данным археологии и медицины), при распятии гвозди вбивали в запястья. Гибсон здесь следует католической традиции изображения распятого Христа.

Фильм «Страсти Христовы»: какие отступления от Евангелия в нем есть?

Когда один из распятых рядом с Иисусом разбойников начал Его злословить (Лк. 23:39-42), то, согласно фильму, прилетел ворон и выклевал этому злому разбойнику глаза. В Евангелии ничего подобного не сказано. Здесь, очевидно, Гибсон аллегорически изобразил духовную слепоту разбойника.

Все сцены с изображением детства Иисуса не имеют никакого отношения к евангельскому повествованию. Единственный отраженный в Евангелии эпизод из детства Иисуса (Лк. 2:40-52) не показан в фильме Гибсона.

Согласно фильму, Мария Магдалина — это та самая женщина, которую Иисус спас от побивания камнями (Ин. 8:7). В Евангелии, однако, такого не говорится. Отождествление той женщины с Марией Магдалиной — предание Католической церкви.

На заставке: кадр из фильма «Страсти Христовы». В оформлении материала использованы кадры со съемок фильма.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (40 голосов, средняя: 4,83 из 5)
Загрузка...
27 апреля 2021
Журнал№:
Поделиться:

  • Vektor...
    Vektor...4 месяца назадОтветить

    В фильме есть эпизод со св. Вероникой, хотя в Новом завете о ней не упоминается!

  • Елена
    Елена5 месяцев назадОтветить

    Прекрасный фильм, и нечего придираться.

  • Сергий
    Сергий5 месяцев назадОтветить

    Читал у вас на сайте и на других познавательные и информативные статьи про это кино, про его натуралистичность, дабы зрителя проняло, и что эта натуралистичность в традиции католицизма. Лично я смотрел фильм Гибсона в кинотеатре в том 2004-м году и зал был полон. Причём моими ровесниками и моложе. (Мне тогда было 30 лет.) Как сейчас помню сцену с вколачиванием гвоздей в крест. И сцену бичевания. (Потом в документальной передаче про ту эпоху показывали инструмент римлян, которым бичевали Христа. Он таким и был как показан в фильме, адское изобретение.)
    И тогда я впервые задумался, что Христос умер за всех нас

  • Евгений
    Евгений5 месяцев назадОтветить

    У Гибсона, Иисус неся крест говорит- Готово сердце мое Господи, Ты создал меня.......

  • Мария
    Мария5 месяцев назадОтветить

    Добрый день, у меня вопрос, цитирую: "В фильме показано, как легионеры, распиная Христа, вбивают гвозди ему в ладони. На самом деле (согласно данным археологии и медицины), при распятии гвозди вбивали в запястья". Я давно обратила внимание, что на большинстве икон у Спасителя гвозди в ладонях, я не разу не видела чтобы были на запястье, почему так?

    • Кузнецов Михаил
      Кузнецов Михаил5 месяцев назадОтветить

      Добрый день! Иконы — не документальное свидетельство, у них существует своя традиция изображения некоторых элементов, и своя логика изображения событий. Поэтому зачастую на иконах изображено то, чего в действительности быть не могло — например, происходят одновременно события из разных этапов жизни центрального героя, или соседствуют святые, жившие в разное время, или одежда на изображенных не соответствует времени их жизни. То же и с руками Спасителя на Кресте — когда-то сложилась традиция изображать их именно так, но это не значит, что Церковь считает такой способ пробития рук гвоздями соответствующим исторической правде.

  • Patricia
    Patricia5 месяцев назадОтветить

    This is Hollywood. Nobody would watch it unless the Gospel was spiced up to be more tantalizing. None of the added details are found in tradtion, either. Orthodox Christian, did you read scripture and books by the desert fathers, the saints, and patristic literature during Great Lent or watch theatrical nonsense?

  • Владимир (другой)
    Владимир (другой)5 месяцев назадОтветить

    "В фильме показано, как легионеры, распиная Христа, вбивают гвозди ему в ладони. На самом деле (согласно данным археологии и медицины), при распятии гвозди вбивали в запястья."
    А на Православных иконах гвозди вбиты Спасителю в ладони...