Это не так. Наличие некоего тайного знания, которое открывается только на высших уровнях посвящения, характерно для эзотерических учений и оккультных сект от древности до наших дней. Напротив, христианство — религия, максимально открытая и развернутая к каждому человеку.
Бог, пишет апостол Павел, хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2, 4). Все, а не только круг избранных. Во Христе, говорит тот же апостол, тайна о которой от вечных времен было умолчано... ныне явлена, и через писания пророческие, по повелению вечного Бога, возвещена всем народам (Рим. 14, 24-25). О доступности и открытости христианского учения свидетельствует Сам Иисус Христос во время суда у первосвященника Анны. На вопрос о Его учении Спаситель говорит: Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда Иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего (Ин. 18, 20). Так же и отправляя апостолов на проповедь Господь заповедует им передать миру все то, что они восприняли от Него. Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам, — говорит Он (Мф. 28, 19-20).
Мнение, что христиане скрывают от других людей какое-то таинственное знание, было распространено в римскую эпоху, когда христианство было гонимой религией. В это время у христиан сложились особые правила поведения, которые так и назывались discipline arcani — т. е. «учение тайны». Они собирались для совместной молитвы в ночные часы и совершали богослужения в темных извилистых катакомбах. Молитвы и чинопоследования не записывались, а передавались из уст в уста. Но эта скрытность действовала только в отношении внешнего, языческого, враждебного христианам мира. Стоило человеку принять крещение, как все богатство новозаветного откровения раскрывалась перед ним, а сам он становился полноправным членом церковной общины. Ситуация менялась в периоды, когда гонения затихали: христиане выходили на поверхность и начинали собираться открыто. Когда же христианство стало официально разрешенной религией Римской империи, богослужение окончательно переместилось в просторные храмы, а проповедь Евангелия зазвучала в самых отдаленных уголках мира.
Кого-то может смутить, что слово «тайна» не раз встречается в Новом завете, а в Церкви существует учение о Таинствах — священнодействиях, через которые на человека сходит благодать Божия. Однако и тут речь не о некоем таинственном знании, недоступном профанам, а о том, что в принципе невозможно охватить человеческим разумом. Так, описывая отношения Иисуса Христа и созданной Им Церкви, Которая одновременно является Его Телом, уже упомянутый вышел апостол Павел — искуснейший оратор, искушенный философ и богослов, при жизни вкусивший блаженство райских обителей — смиренно отступает от попыток понять и объяснить это и замечает: Тайна сия велика (Еф. 5, 32). Что же касается церковных таинств, то тайна тут заключается в невидимом действии благодати Божией, которая подается во время их совершения. Мы верим в реальность таинств, но не знаем, как именно Господь в них действует.
Таким образом, в христианстве не существует и не может существовать тайного учения. Чаще бывает, что люди, склонные увлекаться поисками «тайных учений», «библейских кодов» и тому подобного, совершенно не знакомы с явным, для всех открытым содержанием Евангелия. Отсюда и возникают мнения, что Иисус Христос верил в реинкарнацию и многие другие ошибочные теории. Бог не стремится нас запутать, Он ищет вывести каждого из нас на прямой путь — и все, что нам нужно, это прислушаться к тому, что Он открыл (а не сокрыл!) в Евангелии.
Важно также помнить, что главное место в жизни верующего человека занимает сам Христос, а Его учение и заповеди — это своего рода путеводители, указывающие верную дорогу и помогающие проложить правильный маршрут, в конце которого стоит личность нашего Господа и Спасителя.
Читайте также:
• Первых христиан в Римской империи считали атеистами. Это правда?
• Апокрифы: что скрывают «запретные книги»?