Учил ли Иисус реинкарнации? Миф и его разоблачение - Православный журнал «Фома»
Учил ли Иисус реинкарнации? Миф и его разоблачение

Учил ли Иисус реинкарнации? Миф и его разоблачение

6 мин.
iframe
Код скопирован

Существует популярный миф: якобы Иисус и его первые ученики верили в переселение душ, а само учение о реинкарнации было запрещено Церковью (вернее, императором Юстинианом на церковном Соборе) только в 533 году, и тогда же из Библии были удалены все фрагменты, которые можно было истолковать как его подтверждение. И все же в Евангелии сохранились некоторые слова, которые указывают на реинкарнацию: например, когда Христос отождествляет Иоанна Крестителя с Илией. По мысли сторонников реинкарнации, это говорит о том, что Иоанн есть реинкарнировавшийся Илия.

В чем здесь ошибка?

Как было на самом деле

Таких ошибок, по крайне мере, три.

Первая ошибка следование исторически недостоверным выдумкам. Откуда нам известно, что в 533 году Библия подвергалась редактуре? Из каких исторических источников? Кто видел — и может предъявить нам — те фрагменты, которые якобы были из нее удалены? Никаких достоверных свидетельств этого нет, а здравый смысл, напротив, говорит о том, что редактура Библии в 533 году была технически невозможна.

Вот уже два столетия христианство было господствующей религией в Империи, существовало множество христианских общин, и у каждой был экземпляр Священного Писания. Библию торжественно читали во время богослужения, цитировали в проповедях, толкованиях, философских трактатах и полемических сочинениях. И чтобы подвергнуть ее текст какой-либо редактуре, понадобилось бы переписать все существующие экземпляры Священного Писания, а также все тексты, в которых исправленные фрагменты упоминаются или цитируются. И проделать все это не только не вызвав протестов и смуты, но и не оставив никаких исторических свидетельств о столь масштабной операции.

Действительно, христиане первых веков много спорили о содержании Священного Писания — до нас дошли постановления Вселенских Соборов и полемические сочинения Отцов Церкви, где они подробно разбирают и опровергают аргументы еретиков. И мы точно знаем: споров о толковании библейских текстов было сколько угодно, но упреков, мол, «ваш вариант Библии отредактирован императором Юстинианом», даже еретики не выдвигали. А значит, версия о том, что Библию отредактировали в 533 году — выдумка, и выдумка относительно недавняя.

Вторая ошибка — это подгонка текста под мировоззрение. Люди, которые верят в реинкарнацию, находят в Библии подтверждение своего учения. А те, кто верят в пришельцев, выискивают в ней описания инопланетных кораблей. Коммунисты утверждают, что Христос проповедовал коммунизм. Впрочем, адепты любых учений пытаются записать Его в «свои». Люди сначала объявляют, что Иисус должен учить тому же, чему и они — а уж потом подыскивают этому обоснования в тексте Писания. Хотя очевидно, что это ошибочный подход к любому тексту, тем более — к евангельскому. Нужно попытаться понять, что хотел сказать сам Иисус, а не подгонять Его слова под то, что нам хотелось бы услышать.

Третья ошибка — игнорирование библейского и культурного контекста. Но ведь любое высказывание делается на определенном фоне. И смысл его помогают понять другие высказывания того же человека. А смысл текста — другие фрагменты того же текста. К примеру, если мы наберем в библейском поисковике слово «Илия», мы обнаружим его, в частности, в сцене преображения. «По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие» (Мф 17:1-3). Но если Илия реинкарнировался в Иоанне Крестителе, кто же тогда беседовал с Иисусом?

Отождествление Илии и Иоанна говорит только о том, что Иоанн исполняет миссию Илии — «и предъидет пред Ним в духе и силе Илии» (Лк 1:17). Это вообще типично для Библии. Например, люди приветствуют Иисуса словами: «благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида! осанна в вышних!» (Мк 11:10) — хотя Иисус не является Давидом, обещанное Богом «Царство Давида» приходит именно в Его лице.

Доктрина реинкарнации принципиально противоречит всей библейской картине мира, для которой очень важно глубоко личное отношение Бога к каждому из сотворенных Им людей. Как говорит псалмопевец, «не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было» (Пс 138:15,16).

Для Бога каждая человеческая личность уникальна, драгоценна, призвана к вечным отношениям с Ним. Христос говорит: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф 18:10). Апостол Павел подчеркивает, что крестная жертва Спасителя была совершена за каждого — и за него лично: «живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал 2:20).

Реинкарнация разрушила бы эти отношения. Если я сначала был хомяком, потом котом, потом пандой, потом китайским императором, потом русским публицистом — то где настоящий, подлинный «я» с уникальными взаимоотношениями с Богом? Меня как уникальной личности просто нет.

Но Библия подчеркивает: Бог любит каждого из нас как уникального, единственный раз родившегося на свет человека. Она говорит о воскресении мертвых, когда уникальная душа каждого из нас раз и навсегда воссоединится с нашим уникальным воскресшим и преображенным телом — по слову Спасителя: «А о мертвых, что они воскреснут, разве не читали вы в книге Моисея, как Бог при купине сказал ему: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? [Бог] не есть Бог мертвых, но Бог живых» (Мк 12:26,27).

И воскресение Иисуса Христа лишь предваряет общее воскресение мертвых:

«Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, [так] через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его» (1 Кор 15:20-23).

Кому и зачем нужен этот миф

Насколько мы можем судить, у этого мифа есть вполне конкретный автор — Елена Петровна Блаватская (1831-1891), которая в свое время выступила с доктриной, которую она называла «теософией». Она предложила европейским и американским любителям духовной экзотики учение, которое, по ее словам, объединяло все религии. И хотя разные религии учат разному — в частности, в буддизме есть понятие о переселения душ, а в христианстве его нет, — Блаватская утверждала, что Иисус первоначально учил реинкарнации, но потом Церковь запретила это учение.

Новый импульс этот миф получил примерно через сто лет: с конца 1960-х в моду в США и Западной Европе вошли индийские (и псевдо-индийские) гуру, но им пришлось учитывать христианское наследие аудитории и как-то осмысливать ключевую религиозную фигуру европейской цивилизации — Иисуса Христа. Отсюда настойчивые утверждения, что, на самом деле Иисус учил тому же, что и они, а потом Церковь исказила Его учение.

На самом деле, конечно, ни о какой реинкарнации речи в Евангелии нет. Все гораздо лучше, радостней и утешительней: Бог предлагает вам — именно вам, уникальной личности с вашим лицом и именем — вечную и блаженную жизнь. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3:16).

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (54 голосов, средняя: 4,65 из 5)
Загрузка...
18 июля 2018
Поделиться:

  • Павел
    Павел1 год назадОтветить

    У людей большие проблемы, если они разучились верить как дети, смотреть на Божие слово чистым взглядом, не пытаясь найти в нем то, что потворствует их страстям. Если кто считает Бога слабым, безвольным зрителем человеческой истории, для того любое изменение в Библии - вполне возможное действие; но он не христианин. Под такое верование можно подогнать любую теорию, и потом утверждать, что об этом когда-то учила Библия; но этот человек далек от христианства. А для Христианина Бог - живой и властный участник человеческой истории, и Тот, Кто сам же предостерегает людей от внесения изменений в Библию (последний абзац Откровения), как мог не удержать Свою главную книгу от злого вмешательства? Тогда нет Бога, и Иисус Христос просто умер, не воскрес? Иначе, зачем Ему страдать за людей, если после Он не в силах будет удержать истину в лоне Своей Церкви, позволив каким-то случайным людям беспрепятственно вносить изменения, куда им захочется? Или после 533 года все перестали спасаться (так как неправильно веруют)? Или наши святые - не святые?

    А потому, для всякого Христианина есть одна непреложная истина - то, что исповедуется Церковью (то есть, принято святыми соборами); и та Библия, которую мы читаем сейчас, для любого настоящего Христианина - истинная книга, которую Сам Бог хранил от любых изменений, подрывающих основы учения Иисуса Христа. Любой, кто не верит в истинность учения Церкви и Божие живое попечение о чистоте веры и спасении людей, - не христианин, хотя, назвавшихся таковыми и не верущих, здесь в комментариях много.

    Пусть будет в вас детская вера, и тогда таких вопросов не возникнет, и не будет потребности в изучении иудаизма, чтобы 'лучше понимать Христианство'. Слова Иисуса Христа понятны даже детям, и Бог не понимается посредством пустых мудрствований. Верьте в то, что написано и сохранено Им для нас и не отклоняйтесь в суетные верования.

  • Вадим
    Вадим1 год назадОтветить

    Апокалипсис = обнажение сути. ἀποκάλυψις — новые знания, раскрытие, откровение; снятие покрова.
    Удивительно, как люди, поклоняющиеся современным переводам Библии (по сути - книжники), запросто игнорируют абсолютно простейшие истины, оставшиеся в ней даже после многовековых чисток, исправлений и "комментариев".
    «Так говорит Господь: небо - престол Мой, а земля - подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня?» (Ис. 66:1). «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1 Кор. 3:16).
    «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога» (1 Кор. 6:19, см. также 2 Кор. 6:16).
    Христианский писатель Марк Минуций Феликс (ок. 200 г.), книга «Октавий» (гл. XXXII):
    «Думаете ли вы, что мы скрываем предмет нашего богопочтения, если не имеем ни храмов, ни жертвенников? Какой храм Ему построю, когда весь этот мир, созданный Его могуществом, не может вместить Его? И если я человек люблю жить просторно, то как заключу в одном небольшом здании столь великое Существо? Не лучше ли содержать его в нашем уме, святить Его в глубине нашего сердца?»
    Ре инкарнация совсем не то, как вы её себе и другим, в неведении своём, представляете. И ложно представляете из за этого суть: ВСЕ Грехи человеческие от этой ЛЖИ претворяющейся Истиной: "ОДИН РАЗ ЖИВЁМ". Это главный девиз ГРЕХА. Ну разве не так?
    Реинкарнирует Дух Божий в нас.
    Дух Божий в нас - искра Божия, искра Бессмертия, но она растёт от опыта к опыту разных долгих жизней. Человек не может стать Богом сотворившем Всё, но может искать в себе эту искру, потом пытаться взращивать её (с Божьей помощью, естественно), а потом и слиться с Ней, Стать Ею, не потеряв своего, уже проснувшегося к Живой Истине, "я". Но и это не будет "концом", это будет новым Началом. Только тогда и начнётся настоящая жизнь ("...кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия).
    Попытайтесь это сделать за одну жизнь.
    Узнайте про Исихазм, Обожение. А ведь это преп. Сергий Радонежский, Андрей Рублёв, Григорий Палама, Стефан Пермский, Феофан Грек, Серафим Саровский, Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник...
    "Православие и Исихазм утвер-ждают, что Обожение совершается путем синергии -- особого соработничества и сообразования, согласного действия свободной воли человека и Божественной благодати. Синергия -- вторая ключевая концепция Исихазма, выражающая специфический характер Обожения как личностного трансцензуса".
    Через Обожение проходит и душа и тело.

    • Кузнецов Михаил
      Кузнецов Михаил1 год назадОтветить

      То есть Дух Божий не является Совершенным Богом, у Духа Божия есть потребность развиваться и менять тела? Троицы не существует?

  • Виктор
    Виктор4 года назадОтветить

    Дорогие друзья, которые утверждают что реинкарнация не предполагает мучений вечных и каких либо. Вы этот вопрос не изучали, потому и утверждаете. И потому заблуждаетесь. Реинкарнация это не одтельный термин и не так узок как ваше мышление. Лично я изучая этот вопрос, больше начал понимать Христианство. А потому начал изучать, что бодрствуя и трезвясь, критично как Фома, отношусь ко всему. Так вот, к Вашему сведению, в текстах о которых вы ни сном не духом, есть истории, как один праведный человек, Юдхиштхира, попав на небеса, не нашел там своих прведных братьев, но увидел самого большого грешника, которых спровоцировал кровопролитную войну, в которой погибли милирд с хвостиком достойных и невинных людей. Что его повергало в шок. Но далее по тексту, его отвели место, называемое адом, в котором томились его браться и жена, которые были праведны и при жизни имели много притеснений за свои добрые и праведные дела. Это подорвало его веру во все, но ему объяснили, почему так... Одним словом. Сама наука о реинкарнации, сводится к тому, что есть Триединый Бог, которого мы иминуем Пресвятой тоицей. Что задача людей, верящих в реинкарнацию, возлюбить Господа Бога своего, всем сердцем и всею душою, только тогда умершая душа, перестает воплощатся и войдет в Царство Божее, а до тех пор, Господь, дает эту череду земных жиззней, чтобы мы исправились и нашил путь к нему. Ну а кто не исправится до определенного времени, страшного суда, конца мира, тот конечно же попадет на постоянной прописке в Ад.... Хотя нет. Бог не Бог мертвых, но живых.

  • Виктор
    Виктор4 года назадОтветить

    Конечно, а по хронологии? когда отрубили голову Крестителю? когда Иисус с учениками пешел на гору?
    Солидарен с Александром.

  • Николай
    Николай4 года назадОтветить

    Отличная статья! То к чему пришел я сам, долгие годы изучаяя этот сложный вопрос.

    Читая комментарии, нахожу воззражения: Иоанн Креститель вновь стал Илией.
    Но это, как мы знаем, не правда.
    Илия один из двух людей в истории, который не умер и был взят на небо живыми. Эти люди - Энох и Илия.
    Чудо взятия Илии на небо описано в соотвествующих книгах Ветхого Завета.
    Тот, кто не умирал, не может и переродиться.

    Иоанн Креститель подтвердил то, что он не Илия, когда его прямо об этом спросили. "Ты Илия? - Он сказал - нет".
    Так же, как об этом уже упоминалось в статье, Иоанн - это Ангел, который будет послан перед Господом, в духе и силе Илии, а не сам Илия.

    Илия и Энох вернуться на землю, чтобы проповедовать в конце времен, сразяться со зверем и он убьет их. Так толкуют святые отцы книгу Апокалипсиса. И пророчество о том, что Илия придет перед Господом, исполнится буквально.

    В Библии нет никаких свидетельств о реинкарнации. но есть обратное: масса свидетельсьств творения заново каждого человека - души и тела. (а не перевоплощения души в новое тело). Свидетельства о том, что живем раз, а потом суд: частный, Всеобщий. В конце времен мы воскреснем - те самые личности, в том самом теле, не в другом.
    Прочитайте хотя бы притчу про мудрых и юродивых дев. Они засыпают - что символизирует смерть тела и отделение души. А потом, ночью, кричит слуга (ангел вострубил). И проснулись они, и пошли на встречу Жениху.

    В каком из миллиона тел разных видов существования намерен воскреснуть человек верящий в реинкарнацию? какую из миллионов личностей будут судить?
    Ведь сказано, мертвые в гробах услышат глас Сына Человеческого. И услышав оживут. Не души слышат, в каком-то из новых мест пребывания и странствия по сансаре, но мертвые в гробах. Речь идет о телах, которые оживут, которые получат обратно свой дух и станут вновь полноценной личностью, так что смогут принять Суд.

    Это уникальное учение Библии, учение Христианства. Такого больше нигде нет. И это чудесное, не поддающееся воображению, событие столь впечатляет своей невероятностью и является тем не менее... правдой.
    Истина только одна.
    Это и есть истина.

  • Наиль
    Наиль5 лет назадОтветить

    "Третья ошибка — игнори . . . . . в сцене преображения. “По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его" . . . Но если Илия реинкарнировался в Иоанне Крестителе, кто же тогда беседовал с Иисусом . . ."
    - - Окститесь ! ! ! На самом деле, на гору Фавор Иисус взял с собой Петра и братьев Зеведеевых - Иакова и Иоанна. Иоанн Креститель не ходил вместе с учениками за Иисусом (у него, к тому же, были свои ученики).
    По Библии после крещения Иисуса, Иоанна Крестителя арестовали (из-за осуждения "амурных" дел царя Ирода), узнав об этом Иисус и удалился сразу из окрестностей Иерусалима в Галилею...

  • Мальцев
    Мальцев5 лет назадОтветить

    реинкорнация это скорее придуманое утешение для кастово неполноценых людей,бедных инвалидов,больных.Вот у меня не сложилось в этой жизни быть голивудским красавцем или шикарной блондинкой дочкой папы банкира.Ну зато в следущ.жизни повезет.Это поиск земной успешности.Сегодня я рожден бедным и хромым а завтра буду
    успешен во всем.Но завтра жизни то может и небыть.Потому как наступит суд Божий.По части слепого,там наверно идет выяснение когда он ослеп.Если в этой жизни то сам виноват.Если рожден слепым то родители.

  • Владимир (другой)
    Владимир (другой)5 лет назадОтветить

    Автор статьи говорит о вечной жизни, но ведь возможна и ВЕЧНАЯ МУКА. "И пойдут в МУКУ ВЕЧНУЮ", говорит Господь. Идея "реаинкарнации в христианстве" и возникла из страха ВЕЧНОЙ МУКИ. А как ещё избавиться от неё, зная, что многих православных христиан Господь НЕ ПОМИЛУЕТ?

  • Сергей
    Сергей5 лет назадОтветить

    Если даже Гитлер выпустил им самим отредактированную Библию,то можно не сомневаться,что за столько веков она(Библия) была не единожды отредактирована ,в связи с новыми веяниями времени и насущными нуждами служителей Храма....

Загрузить больше комментариев

Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь