Вопрос читателя:
Где-то прочел, что первых христиан в Риме обвиняли в... атеизме. Как такое могло случиться? А может быть, я что-то перепутал или не так прочитал? Поясните, пожалуйста.
Роман ГАВРИЛОВ, студент, г. Москва.
Отвечает Владимир Легойда:
Нет, все верно. Первых христиан в языческом Риме действительно обвиняли в атеизме, в безбожии. Сегодня, когда для многих из нас слова «религия» и «Церковь» в первую очередь ассоциируются с христианством, это звучит странно. Но две тысячи лет назад религиозная ситуация в Риме была иной. Прежде всего, она отличалась терпимостью и всепризнанием практически любой национальной религии. Для римлянина не существовало веры «истинной» или «ложной». Покоряя другие народы, римляне всегда уважительно относились к чужим культам. В самом Риме не возбранялось одновременно исповедовать несколько религиозных учений, хотя и был запрещен прозелитизмПод прозелитизмом в то время в Риме понимали требование отказаться от старой веры с принятием новой. Одновременное же исповедование нескольких религий не возбранялось.*.
Вторым — и очень важным, центральным моментом римской религии был культ императора. Римский император обожествлялся уже при жизни. Поклонение ему было единственным обязательным для всех граждан ритуальным правилом. Оно предполагало принесение жертв императору, произнесение клятвы именем императора и т. д.
Возникшее и быстро распространявшееся по империи христианство довольно скоро обнаружило свое несоответствие эти двум положениям.
Прежде всего, христиане утверждали, что Бог один, а боги, которым поклоняются нехристиане, не более, чем деревянные или каменные куклы, идолы, не способные ни услышать, ни помочь. Кроме того, христиане всячески избегали языческих увеселений и зрелищ. Такое отношение породило, прежде всего среди простого народа, представление, что христиане — безбожники. Ведь они не признают богов, а кем еще назвать не признающих богов людей? Кроме того, терпимость римлян к чужим религиям была основана прежде всего на уважении древности и «национальности» религиозной традиции. Христиане же воспринимались как новая революционная секта.
Но христиане, помимо всего прочего, не признавали и культ императора. Это, по римским представлениям, серьезно усугубляло их вину, так как свидетельствовало уже не просто об атеизме (что, откровенно говоря, волновало прежде всего жрецов и простой народ — многие римские интеллектуалы сами вовсю потешались над богами и высмеивали народные верования), но и об опасности для государства. Культ императора был официальным государственным культом. Непризнание его, отказ приносить жертвы императору и поклоняться его изображению означал государственную измену. Поэтому христиане считались государственными преступниками. Это было все равно, что в советской России заявить, что Сталин не является мудрейшим из мудрейших и вождем всех народов. Похожим образом дела обстояли и в императорском Риме. Непризнание культа императора вызвало гонения на христиан со стороны государства.
«Атеизм» не был единственным грехом христиан в глазах римлян. Последователей Христа также обвиняли в человеконенавистничестве и разврате. Так простой народ интерпретировал те обрывки слухов о христианских собраниях и богослужениях, которые доходили до людей.
Причина неприязни и слухов состояла в том, что жизнь простого народа в Римской империи была максимально открытой, была на виду. Христиане же собирались на свои богослужения тайно, непосвященные (т. е. не принявшие Крещения) туда не допускались. В эпоху гонений у первых христиан даже сложились особые правила поведения — discipline arcani — тайное учение или учение Тайны. Христианские собрания проводились секретно. Верующие собирались на молитву в катакомбах — вырытых в земле длинных извилистых улицах и переулках (первоначально — местах захоронения римлян, а затем — христианских мучеников). Moлебные обращения к Богу и их последования зачастую не записывались (чтобы книги не попали в руки язычников), а заучивались наизусть.
Конечно, такая «секретная» жизнь не могла вызвать ничего, кроме ненависти и презрения у римлян. Кроме того, все это усиливало подозрения в «сектанстве». Поэтому христиан обвиняли во всевозможных грехах и преступлениях, часто взваливая на них вину и за политические катаклизмы и даже за... стихийные бедствия. В Северной Африке существовала поговорка: «если нет дождя, вини христиан».
Сегодня может показаться странным, что, несмотря на такое отношение со стороны народа и на правительственные гонения, христиане не стремились сделать свою жизнь более открытой, установить контакт с государством. Напротив, с одной стороны, оставаясь абсолютно лояльными к большинству римских законов и правил жизни, христиане бы ли непреклонны в вопросах веры. Казалось бы, чего проще: сделать богослужения открытыми, поучаствовать в чествовании императора — и никаких гонений бы не было, и обвинения в атеизме и разврате сами собой бы отпали. Однако христиане не шли на это, предпочитая смерть. Почему? Чтобы были прекращены обвинения в атеизме, недостаточно было доказать, что ты веришь в Бога. Для римлянина религия — прежде всего культ, исполнение внешней, общепринятой и традиционной стороны обрядов. А христиане категорически отказывались именно от языческих обрядов. Иными словами, необходимо было принесение жертв императору. Отказ был равносилен подтверждению обвинения в атеизме, государственной измене и т. д.
Кроме того, существовала реальная опасность, что язычники, поклонявшиеся многим богам и признававшие божества различных народов, стали бы повторять внешние формы христианских Таинств, наполняя их своим содержанием и не осознавая подлинной сути происходящего. Тем самым христианское священнодействие могло бы превратиться в одну из языческих мистических оргий. По мнению современного богослова, римскому язычнику ничего не стоило бы после совместного моления с христианами «пойти и „подзарядиться“ в мистериях Диониса или Митры».
Далеким отголоском того, что так не принимали в этой связи христиане, является поведение многих современных «православных» колдунов и экстрасенсов, которые приходят в храм «подзарядиться» от икон и т. д.
Но недаром христианская Церковь с самого начала своей истории именовалась право-славной, т. е. главным считалось правильное поклонение Богу. Христиане не хотели участвовать в ино-славии, не хотели допускать инославных к Таинству, другими словами, всячески бежали такого модного сегодня религиозного синкретизма, проповедующего общность всех религий и ратующего за их слияние. И хотя discipline arcani давно ушла в прошлое, о ее существовании нам напоминает возглашение диакона во время совершения православной Литургии: «Оглашеннии (т. е. лишь готовящиеся к принятию крещения), изыдите, оглашеннии, изыдите, елицы (те, кто) вернии, паки и паки (еще и еще) миром Господу помолимся».