Одна из ключевых категорий, используемых для описания свойств Божьих, — вечность. В святоотеческом богословии Бог именуется Предвечным — то есть Тем, Кто был до начала времени, до сотворения мира. Еще одно важное свойство Бога — неизменяемость. Изменение и текучесть — признаки несовершенства и зависимости, в то время как неизменяемость означает, что Бог самобытен, Один и Тот же. При этом было бы ошибочным представлять Бога в виде статичного абсолюта. Он — жизнь и источник жизни с присущим последней динамизмом, который, однако, не может быть разъяснен с помощью привычных нам понятий движения или неподвижности. Бог, «вечно двигаясь, пребывает в Себе», так парадоксально выражает эту мысль преподобный Максим Исповедник.
Предвечность и неизменяемость Бога в том числе означают, что, став человеком, Сын Божий не претерпел никаких изменений в Своей Божественности, не утратил ничего из того, что имел, и не приобрел ничего, чего бы у Него не было раньше. Как поется в богородичном догматике — песнопении, посвященном Богородице, в котором излагается учение о двух природах Иисуса Христа, — Сын Божий, чудесным образом родившись на земле от Девы Марии, «ни в чем не испытал при этом изменения, или смешения, или разделения, но свойства каждого естества (божественного и человеческого. — Прим. ред.) в целости сохранил». А в стихире (вид песнопения, исполняемого в церкви во время богослужения. — Прим. ред.), которая поется в праздник Вознесения Господня, говорится, что Иисус Христос «восшел туда, откуда не отлучался».
Что же касается вопроса, что происходило со Спасителем в течение трех дней Его нахождения во гробе, то из Священного Писания, в частности из апостольских посланий, Предания Церкви и святоотеческих творений, известно, что Иисус Христос после физической смерти сошел во ад и вывел оттуда души праведников, живших до Него. По слову святителя Григория Богослова, Он «отразил... жало смерти, сокрушил мрачные затворы унылого ада, даровал свободу душам». Тем самым Господь завершил путь, на Который Он вступил по Своему человечеству — ведь до Воскресения Христова все люди сходили в преисподнюю, а Своим воскресением, как Бог, совершил спасение всего человеческого рода, распахнув двери Царства Небесного для всех, кто туда стремится.
Опять же, говоря о том, где был Христос в течение трех дней после Своей физической смерти, мы оперируем привычными нам категориями времени. Поэтому сошествие во ад представляется нам в виде некоей последовательности событий. Но за порогом смерти физическое время исчезает, уступая место вечности. Христос спускается во ад, но одновременно пребывает во гробе, не теряя при этом единства с Отцом и Духом и не отлучаясь Престола Божьего. Об этом говорит Церковь в пасхальном тропаре (краткое молитвенное песнопение, раскрывающее суть церковного праздника. — Прим. ред.): «Во гробе плотью, во аде с душою, как Бог, в раю же с разбойником и на Престоле был Ты, Христе, со Отцом и Духом, все наполняя, беспредельный». Таким образом, Господь Иисус является и человеком, живущим во времени, и Богом, который находится вне времени и никак не подвластен ему.
Таким образом, Бог, восприняв человеческую природу, прожив обычную, полную лишений и скорбей жизнь, будучи, по слову апостола Павла, подобно нам, искушен во всем, кроме греха (Евр 4:15) не переставал быть вечным и неизменяемым Богом, промышляющим о Своем творении.