Вопрос читателя:
Церковь призывает человека к покаянию, к борьбе со своими страстями, чтобы, изменив свою жизнь, достигнуть Царствия Небесного. То есть основным условием спасения души является внутреннее самосовершенствование человека. Как же рассматривать в свете этого слова из Откровения Иоанна Богослова, где говорится о начертании зверя, если, судя по тексту, оно относится к сфере товарно-денежных отношений (т.е. не вероисповедный вопрос), а кто примет это начертание, будет «пить вино ярости Божией…», т.е. не сможет спастись. Почему одним из условий спасения души назван, казалось бы, не вероисповедный вопрос? И как нам распознать это начертание, не принять его, устоять?
С уважением, Евгений, г.Кострома
Ответ священника:
Здравствуйте, Евгений!
Вопрос принятия начертания зверя в Апокалипсисе настолько серьезен потому, что это начертание является лишь внешним знаком принятия власти Антихриста и провозглашения его «богом».
О том, что печать лишь внешнее проявление признания Антихриста «богом» прямо пишет святой апостол Иоанн Богослов: ««Если, говорит, кто поклонится зверообразному Антихристу и будет держаться его нечестивой жизни, словом или делом провозгласит его богом, на что указывает принимаемое на чело и руку начертание, тот вместе с ним будет пить чашу мучений». (Откр. 14:9).
«Таково будет (начертание) и печать во время этого ненавистника добра — та печать, которая будет гласить: «Отрекаюсь от Творца неба и земли; отрекаюсь от крещения; отрекаюсь от служения моего (Богу) и присоединяюсь к тебе и в тебя верую», - пишет псевдо-Ипполит в «Слове о кончине мира…» Таким образом, принятие печати есть вопрос вполне вероисповедный и касающийся образа жизни.
Все святые отцы считали, что наложение печати Антихриста его лжепророком будет происходить в 3 с половиной года, предшествующие второму славному пришествию Господа Иисуса Христа. Также в этот период совершится построение Соломонова храма, воцарение в нем Антихриста, проповедь и убиение в Иерусалиме пророков Еноха и Илии, проповедь лжепророка и наложение печати.
Что касается сохранения себя от этого действия, стоит прислушаться к словам преподобного Ефрема Сирина:
«Если душа наша ограждена таким оружием (Единородною Троицею), то змий попран (…) Но хорошо знающие святой глас истинного Пастыря, тотчас узнают обманщика, потому что голос злочестивого нимало не походит на глас истинного Пастыря». (Преподобный Ефрем Сирин, Слово 92 на пришествие Господне).
Нужно стараться стать хорошим христианином до этих событий. И это облегчит нам выбор, если Господь приведет нас к нему.
Впрочем, желаю нам с Вами миновать, по возможности, это тяжелое искушение.

