Что празднуют и кого проклинают в Неделю Торжества Православия

Праздник Торжества Православия отмечается в первое воскресенье Великого поста. В этот день после литургии совершается особая служба — последование Недели Православия. В своем оригинальном варианте последование, помимо прочего, включает в себя рассказ о причинах установления праздника и провозглашение анафем. Что же празднуют и кого анафематствуют в этот день? Отменяется ли пост? Эти и другие вопросы разбираем в слайдах журнала «Фома».

01

Что за праздник Торжество Православия?

Это праздник, который был установлен в IX веке в Византии после победы истинного вероучения над ересью иконоборчества. Она почти сто лет доминировала в церковной и общественно-политической жизни империи, пока наконец VII Вселенский Собор, прошедший в 787 году, не установил правомерность почитания икон. Полностью ересь была преодолена в 843 году при императрице Феодоре, по инициативе которой в Константинополе состоялся Собор, окончательно утвердивший победу православного учения над иконоборчеством. В честь этого события Константинопольский Патриарх Мефодий составил особый богослужебный чин Торжества Православия, который совершается в первое воскресенье Великого поста. В своем общецерковном значении праздник Торжества Православия стал символом верности Церкви апостольскому и святоотеческому учению. Поэтому его смысл гораздо шире: это праздник триумфа истинной веры над всеми ересями вообще, а не только над иконоборчеством.

02

А почему Торжество Православия отмечается именно в первое воскресенье поста? 

Дело в том, что церковное торжество, которое императрица Феодора предложила устроить после церковного Собора 843 года, восстановившего иконопочитание в империи, пришлось на первое воскресенье Великого поста. С тех пор было решено ежегодно праздновать эту победу в этот день, тем более что пост, как время духовного очищения, осмысления жизни, покаяния и возвращения к истокам веры, символически как нельзя лучше подходил для такого события.

03

Почему вообще Церковь отмечает этот праздник если о нем нет упоминания в Библии?

Далеко не все церковные праздники основаны непосредственно на текстах Библии. Многие установлены в память о важных событиях из жизни Церкви уже после апостольских времен. Торжество Православия как раз относится к ним. Церковь — это не только Библия, но и живая традиция. Библия появилась внутри Церкви, а не наоборот. Первые христиане вообще не имели «Нового Завета» в том виде, как мы его знаем, — они жили на основании проповеди апостолов, а затем появились святые отцы и их произведения, стали созываться Соборы, развивалась богослужебная жизнь. Всё это называется Священным Преданием, которое наряду со Священным Писанием служит источником нашей веры. Церковь не застывает в моменте написания последней книги Библии. Она живет, она борется, она размышляет, она сочиняет новые молитвы, устанавливает новые праздники, отражающие ее историю и духовный опыт. Поэтому появление новых праздников — это знак того, что жизнь Церковь продолжается. 

04

Если Торжество Православия — праздник, то пост в этот день отменяется или нет?

Нет, пост в день Торжества Православия не отменяется. Это по-прежнему постный день, как и остальные воскресенья Великого поста. В то же время воскресенье — это маленькая Пасха, день духовной радости, даже в пост. Поэтому, чтобы подчеркнуть это, пост немного смягчается: если мы берем классический церковный устав, то по воскресеньям в Великий пост разрешается горячая пища с растительным маслом (в отличие от строгих будней, когда бывает сухоядение) и немного вина. Важно помнить, что это идеальный церковный устав, как его соблюдают в монастырях. В реальной практике миряне, в зависимости от состояния здоровья и условий труда, могут поститься чуть мягче.

05

Слышал, что в этот день в церкви провозглашают проклятия всем грешникам. Это правда?

Нет. Церковь никого не проклинает ни в этот день, ни вообще когда-либо. Однако чин Торжества Православия в его изначальном варианте предусматривает провозглашение церковных анафем еретикам и отступникам от истинной веры, тем, кто сам противопоставил себя Церкви. Слово «анафема» (ἀνάθεμα) пришло из древнегреческого языка и в античности означало «жертвенный дар», то, что посвящено божеству, буквально «возложенное перед богами». В христианской традиции значение анафемы как чего-то отделенного, переданного Богу, сохранился. Изменился смысл. Это понятие приобрело негативный оттенок и стало обозначать не жертву, а нечто «отлучённое» или «отверженное». Таким образом анафема — это отлучение от Церкви.

06

А что значит отлучение от Церкви?

Это лишение человека права участвовать в жизни Церкви и ее таинствах, констатация разрыва духовной связи между человеком и церковной общиной. Отлученный человек как бы становится в Церкви посторонним наблюдателем: он не может участвовать в общей молитве, причащаться, подавать записки. Это как быть гостем на чужом празднике. Важно, что церковное отлучение не означает, что человек полностью безнадежен в духовном отношении. Это скорее предупреждение: ты сам себя поставил вне Церкви, а значит, сам себя отделил от источника спасения. Но до самой смерти у отлученного остается шанс на покаяние. Если человек раскается, Церковь может снять отлучение.

07

Известно, что среди тех, кого анафематствовала Церковь в России, были Стенька Разин или Пугачев. Но разве они не были верующими, православными людьми?

В случае Стеньки Разина и Пугачева анафема была не столько за ересь, сколько за мятеж и святотатство — особый вид греха или преступления, связанный с осквернением или надругательством над тем, что считается сакральным, святым. В Московском царстве, а затем в Российской империи правитель считался помазанником Божьим, соответственно и любой бунт против него воспринимался не просто как политическое преступление, а как восстание против воли Божьей, рассматривался не только как государственная измена, но и почти как сакральное преступление. Разин и Пугачев нарушили верность государю, подняли руку на помазанника Божьего, их походы и набеги сопровождались грабежами церквей, убийствами священников, разгромами монастырей. Поэтому их деяния расценили как крамолу против Божьего порядка и святотатство, что вполне «потянуло» на церковную анафему.

0
23
Сохранить
Поделиться: