Гениальный скрипач Паганини рассказывал своему биографу: «Трудно представить более строгого отца, чем мой. Когда ему казалось, что я недостаточно прилежен в занятиях, он оставлял меня без еды и голодом вынуждал удвоить старания, так что мне пришлось много страдать физически, и это стало сказываться на моем здоровье.».

Многие пороки — это добродетели, доведённые до абсурда. Например, бережливый человек, потерявший всякую меру… Назовём ли мы его состояние «бережливость»? Нет, мы скажем: «скупость». Похожая ситуация и со стремлением к совершенству. В самом желании делать всё как можно лучше нет ничего дурного, но бывают ситуации, когда перфекционизм, чрезмерное стремление сделать всё идеально, парализует почти любую творческую и трудовую деятельность…

Есть такие семьи, где перед школьником ещё с младшей школы ставят условие: твоя оценка «отлично». Даже «хорошо» — это уже провал и повод для «серьёзного разговора» с ребёнком. Понятно, что родители руководствуются самыми лучшими побуждениями, они хотят воспитать успешного человека. Не осознавая, что хорошее воспитание и успех вообще-то не одно и то же. Что далеко не всегда метод, каким делали из Паганини гения (при этом не обязательно морить голодом, есть много способов заставить и вынудить), не приведёт к тяжёлым последствиям.

До чего доводит детей перфекционизм их родителей — школьный учитель о последствиях, которые видел сам

Увы, я знаю немало случаев, когда при таком подходе вырастали не новые Ломоносовы и Кулибины, а несчастные, забитые дети, не способные ни на какую созидательную деятельность. Дети, воспитанные под девизом «только на отлично!», часто панически боятся совершить ошибку, а без ошибок и риска жизнь — невозможна. Нравится нам это или нет.

Не стоит забывать, что каждый из нас наделён от Господа талантом. У каждого свой: кто-то хорошо танцует, у кого-то ярко выраженные литературные дарования или абсолютный слух, у кого-то — организаторские способности. Но от нашего дара будет мало толка, если мы годами переписываем одну и ту же главу, играем до тошноты, до одури одну и ту же мелодию. По сути, это и есть «зарывание таланта в землю», только сопровождается оно не ленью, а каторжным трудом.

Автор этих строк с самого начала своей трудовой биографии был связан с детьми. Поэтому у моего стремления сделать всё безупречно всегда имелся серьёзный ограничитель: дети. Если от взрослых чисто теоретически можно добиться безупречного (ну ладно, приближенного к таковому) результата, то от детей — пустое дело. И пробовать не стоит.

Приведу яркий пример. Я готовлю спектакль в школьном театре. До премьеры десять минут, при этом Кай лупит Герду, Маленькая Разбойница сидит в углу, плачет и твердит, что забыла текст, мама Снежной Королевы звонит и говорит, что актриса не придёт, потому что у неё болит живот, но вместо неё готова выступить сестра (которая видела текст два раза). И в довершении всех бед куда-то делось волшебное зеркало... А я стою посреди всего этого хаоса и понимаю, что через несколько минут нас всех ждёт сокрушительный провал. И так обречённо говорю: «Ну что, все готовы? Открываем занавес». И думаю про себя: будь что будет.

До чего доводит детей перфекционизм их родителей — школьный учитель о последствиях, которые видел сам

Перфекционисты в таких условиях не выживут. Это просто невозможно. Волей-неволей придётся или перестраиваться, или уходить. Впрочем, я знаю одно исключение. Однажды режиссёр детской театральной студии во время спектакля перед публикой, сидящей в зале, бегала по сцене и кричала на детей, которые неправильно произносили реплики. Выглядело это странно и даже страшно.

Знаете, что самое удивительное в ситуации с детским театром или школьной музыкальной группой? Почти всегда в итоге всё получается! Не то, чтобы идеально, и не всегда так, как задумано, но получается же! Даже если после генеральной репетиции ничто не намекает на возможность триумфа, а за минуту до выхода на сцену за кулисами творится хаос. Но каким-то непостижимым образом всё получается. И Кай перестанет таскать Герду за волосы и помирится с ней перед самым выходом на сцену, и Разбойница вспомнит текст, и сестра Королевы окажется толковой. И даже зеркало найдётся. И вряд ли зрители обратят внимание на то, что кто-то там произнес реплику не теми словами или вышел не с той стороны сцены. Это же такие мелочи!

Значит ли это, что к совершенству не надо стремиться? Не значит. Но перфекционизм, то есть фанатичное стремление довести всё до идеала, как показывает реальная жизнь, почти ни с каким трудом не совместим.

Подобная установка вредна вдвойне, если речь заходит о детях. Дети исследуют и познают мир, совершая при этом сотни ошибок. Наши дети имеют право самостоятельно получать жизненный опыт. Лишая ребёнка права на ошибку, мы тем самым закрываем перед ним многие двери. А ведь за всё это нам, взрослым, и в первую очередь, родителям, предстоит дать ответ.

3
0
Сохранить
Поделиться: