Константинопольский Патриархат «в рамках подготовки к предоставлению автокефалии Православной Церкви на Украине» назначил своими экзархами в Киеве архиепископа Памфилийского Даниила из США и епископа Эдмонтонского Илариона из Канады. Что это может значить для канонической Украинской Православной Церкви и ее паствы? Об этом «Фома» спросил профессора Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, доктора церковной истории Владислава Петрушко.

— Прежде всего, это действие, которое совершено Константинопольской Патриархией без согласования, как со священноначалием Московского Патриархата, так и со священноначалием канонической Украинской Православной Церкви. Поэтому его однозначно можно квалифицировать как вопиющее попрание канонов и проявление очень недружественных чувств по отношению к Украинской Церкви и Московскому Патриархату в целом. По меньшей мере, эти действия оскорбительны сами по себе, но кроме того, на мой взгляд, они имеют и более далекую перспективу, делающую этот шаг еще более вызывающим, так как он, несомненно, будет способствовать углублению церковного раскола на Украине.

И хотя подчеркивается, что статус этих так называемых «экзархов» — только статус посланников Патриарха, неких спецпорученцев, но мы знаем, что в структуре Константинополя существуют и экзархаты территориальные, как, например, Русская архиепископия в Западной Европе. Поэтому фанариоты (представители Фанара — центра Константинопольского Патриархата — ред.) — великие мастера жонглировать терминами — вполне могут в дальнейшем этих «экзархов»-посланников конвертировать в полноценных возглавителей территориального экзархата или какой-либо иной новосозданной структуры константинопольской юрисдикции на территории Украины, что станет еще большим углублением юрисдикционного конфликта и еще большим нарушением канонического порядка в Православной Церкви со стороны Константинопольской Патриархии.

Эти так называемые «экзархи» уже не раз посещали Украину и вели от лица Константинопольской Патриархии диалог с раскольниками-автокефалистами, участвовали в совместных с ними мероприятиях. Скорее всего, они продолжат свою деятельность в том же духе, и ничего хорошего от их пребывания на Украине, я думаю, ожидать не приходится.

Что касается дальнейшего положения канонической Церкви на Украине, то следует ожидать в случае создания параллельной структуры Константинопольского Патриархата развития точно такой же ситуации, которая сложилась в Эстонии, где уже больше 20 лет параллельно сосуществуют две юрисдикции — Константинопольского и Московского Патриархатов. Понятно, что в Эстонии все происходит в совсем ином масштабе: там власти рассматривают православие как религию меньшинства, прежде всего, русского и некоторой части православных эстонцев.

Но мы же знаем, чего требует Порошенко, чего требует нынешний режим на Украине, а именно — Поместной Украинской Церкви. Таким образом, если константинопольская юрисдикция будет создана на Украине, и даже если она сразу не станет автокефальной, а параллельной юрисдикции Москвы, мы можем ожидать, что Украинскую Церковь Московского Патриархата тут же объявят нежелательной организацией, Церковью, чей духовный центр, как все время подчеркивается, находится на территории «страны-агрессора». По сути, ее поставят вне закона, и, боюсь, начнутся открытые гонения, отнятие приходов, храмов и монастырей и т.д.

Вопрос об автокефалии на Украине — это, конечно, вопрос исключительно политический, потому что она выгодна Порошенко, но при этом выгодна также и, так сказать, «коллективному Западу». Но она выгодна и Фанару, который утверждает свои амбиции в православном мире и пытается трактовать первенство чести Константинопольской кафедры как первенство власти.

Украинская Православная Церковь не раз декларировала, что она целиком самостоятельна в своей внутренней жизни, и кроме канонической связи с Москвой ее ничего не связывает. Этого статуса более чем достаточно для того, чтобы вести полноценную церковную жизнь. Так что для реальной церковной духовной жизни проблема независимости — это, в общем-то, надуманная проблема. Но теперь противостояние тому натиску, который происходит на каноническую Церковь, я думаю, становится для паствы Украинской Церкви вопросом духовным, так как это вопрос верности своей духовной традиции, которой они принадлежат, вопрос противодействия давлению государства, которое, по-сути, вмешивается в церковную жизнь. Причем, вмешивается с позиций агрессивного национализма, который является идеологией этого государства, и который совершенно несовместим с православием. В целом, это вопрос отстаивания своей духовной свободы.

Для простых верующих, на мой взгляд, складывающаяся ситуация — это момент истины. Те, для кого вера — это лишь некое выражение национальных чувств, думаю, уйдут в новосозданную структуру, которая, несомненно, с самого начала будет политизированной и станет исполнять роль идеологической прислужницы режима Порошенко. Хотя, в общем-то, самые ярые националисты и так уже давно ушли в раскол.

В канонической Церкви останутся те, для кого Церковь — «Царство не от мира сего», вне политических страстей, вне националистической идеи, те, для кого наша общая православная традиция, восходящая к истокам Киевской Руси, к святому князю Владимиру, не является пустым звуком, для кого остается значимым вопрос духовного единства русского, украинского, белорусского народов.

Читайте также:

На какие правила ссылается Московский Патриархат в споре с Константинополем?

Вселенские соборы: как сложились догматы?

Священный Синод Русской Православной Церкви выразил решительный протест в связи с назначением двух иерархов Константинопольского Патриархата «экзархами» в Киеве

Как молиться о мире на Украине?

25 фото Всеукраинского крестного хода

 

Фото с сайта news.church.ua

0
0
Сохранить
Поделиться: