Среди детских вопросов о вере часто встречаются вопросы «практического» характера — как надо поступать в тех или иных обстоятельствах, если мы христиане. На часть таких вопросов мы уже давали ответы, а теперь отвечаем на очередную порцию — с помощью протоиерея Александра Елатомцева, настоятеля храма Рождества Христова в селе Рождествено Истринского района Московской области, духовника православной школы «Рождество».
Чтобы защитить друга, можно лжесвительствовать?
Можно, если это крайний случай и дело идет о жизни и смерти или об очень крупных неприятностях. Только это будет называться не лжесвидетельство, а военная хитрость.
Важно не путать защиту друга и потворство его слабостям. Если твой обман прикрывает лень, негодный поступок, опасные шалости и тому подобное — это не помощь другу, а прямой вред. Иногда подростки боятся прослыть «стукачами», а на самом деле им просто не хватает смелости и воли остановить друга в плохом деле или замысле. Иногда очень стоит твердо сказать: «Если ты сделаешь (или собираешься сделать) то-то и то-то, я молчать не буду!»
Почему некоторые батюшки смотрят телевизор?
Отвечая на этот вопрос, можно было бы залиться соловьем и много наговорить о том, что «смотреть телевизор» само по себе не грех, все дело в том, что ты смотришь и как долго, не тратишь ли ты время попусту, и так далее. Да и вообще есть такая шутка: если начальник читает газету на работе, это не значит, что он бездельничает, он собирает важную информацию.
Но я не буду выгораживать батюшек, которые смотрят телевизор и подолгу сидят в компьютере. Батюшкам первым должно быть стыдно, что уже даже дети задаются такими вопросами. (Заранее испрашиваю прощения у тех батюшек, для которых компьютер и теле-новости — часть их церковного послушания или пастырской работы).
Хорошо ли то, что неверующие люди говорят: «Господи, Боже мой!»?
Когда человек скажет: «Господи, Боже мой!» — Господь всегда готов ответить: «Что тебе, чадо, надо?» Другими словами, возглас «Господи Боже» — это всегда обращение, а за обращением должна последовать речь, в которой будет какое-то содержание: благодарность, вопрос, просьба. Если содержательной части нет, то обращение превращается в издевку — Бога окликают, а разговаривать с Ним не собираются. Имя Божие превращается в междометие вроде «ах», «ух», «эх».
И особенно грустно, когда так случается с людьми верующими. Они-то как раз должны уметь обращаться к Богу и часто, и содержательно, и благоговейно. А неверующим этот возглас может напомнить о Боге, или Сам Господь вдруг возьмет и отзовется даже на такой бесформенный призыв. Как это, например, случилось с поэтом Осипом Мандельштамом:
Образ Твой мучительный и зыбкий
Я не мог в тумане осязать.
«Господи!» сказал я по ошибке,
Сам того не думая сказать.
Божье имя, как большая птица,
Вылетело из моей груди.
Впереди густой туман клубится,
И пустая клетка позади...
Чем по своему поведению православные люди отличаются от неправославных?
Ну, православных ни с кем не спутаешь! Поначалу они надевают специальную православную одежду и отпускают специальную православную бороду. Потом начинают всем делать замечания и всех учить. Демонстративно крестятся и всегда вместо «спасибо» говорят «спаси, Господи», вместо «приятного аппетита» говорят «ангела за трапезой». Потом долго борются за свою особую диету и всем объясняют, что они сейчас будут есть, а что не будут, и почему. В общем, отличий так много, что неправославные замечают православных издалека и часто обходят их за версту, а православные и рады: для них это важный симптом, что мир их ненавидит. Они из этого делают вывод, что Бог их (православных) особенно любит.
Здесь настало время слово «православный» поставить в кавычки. Потому что между тем моментом, когда человек назовется православным, и тем моментом, когда он станет таким — дистанция огромного размера. Очень часто люди не успевают от формальных православных правил поведения дойти до их сути. Так и умирают «православными», то есть фарисеями.
А настоящий православный человек незаметен как воздух — и так же, как воздух, необходим.
Послесловие для родителей
Отвечая на очередную порцию вопросов, оказалось очень трудно остаться на детской волне, разговаривать с детьми как с детьми. В общем, даже не получилось. Получилось, что их детские «недетские» вопросы привели к взрослым ответам.
Дорогие взрослые! Мы окружили себя предметами нашей серьезной, важной жизни, а дети видят то, что мы из вида потеряли: они видят то, что мы отгородились от них и от Бога, смотрим в телевизор вместо того, чтобы смотреть в Небо. И вот уже по нашему образцу вырастают православные граждане, которые наполнят наши православные выставки-ярмарки, чтения-прения и телеканалы. И очень ясно будут знать, чем православное поведение отличается от неправославного.
На заставке: фрагмент фото Нелли Гавриловой.