Дети иногда бывают жестокими. По отношению друг к другу, к взрослым (особенно пожилым) людям, к животным. Иногда такая жестокость проистекает из ошибок воспитания, иногда вызвана влиянием среды, но, возможно, это симптом психического заболевания. В любом случае жестокость ненормальна и с ней надо бороться. И иногда при помощи медицины. Как же понять, где границы нормы и надо ли вести ребенка к специалисту? Объясняет Лариса Шеянова, детский врач-психиатр.

Жестокость бывает разной

Ребенок уколол кошку вилкой. Жестокость ли это? Да, с общепринятой точки зрения — несомненно. Он причинил животному страдания, кошке больно. Но дальше можно задать вопросы.

Сколько лет ребенку? Полтора года? Или восемь лет? Или пятнадцать? Он это сделал, контролируя себя или будучи в состоянии аффекта? Он понимал, что делает? Он знал, что этого делать нельзя? Он, вообще, трезво оценивал ситуацию? Он, делая это, испытывал удовольствие? Он сделал это демонстративно, пытаясь произвести на кого-то впечатление, или наедине, тайком?

Нетрудно видеть, что в зависимости от ответов на эти вопросы ситуация будет восприниматься по-разному. К чему я веду? К тому, что одни и те же поступки могут иметь разную причину. Жестокость тоже бывает очень разной.

1. Жестокость может быть неосознанной или осознанной

Двухлетний ребенок поймал бабочку и отрывает ей крылья. Он в этот момент совсем не думает, больно ли бабочке. Ему никто еще не говорил, что так делать нельзя. Он просто исследует таким образом мир. Другой пример: ребенок в деревне у бабушки случайно передушил цыплят. Почему? Потому что они такие маленькие, теплые, приятные на ощупь. Он не собирался лишать их жизни, просто тискал, а в итоге — задушил. Это и есть неосознанная жестокость. Обычно она свойственна совсем маленьким детям, которые пока еще просто не знают, что можно делать, а что нельзя.

Разумеется, и такая неосознанная жестокость — все равно жестокость, она требует немедленной реакции взрослых. Даже если ребенок столь мал, что еще сам не говорит, он, скорее всего, уже понимает речь. И ему надо спокойно объяснить: так делать нельзя, бабочке больно. Ты же не любишь, когда тебе больно, да? Вот и бабочка не любит. В большинстве случаев такого объяснения достаточно. Многие маленькие дети дергают кошку за хвост, тычут пальцами собаке в глаза и так далее. Да, это наивный, свойственный возрасту способ познания мира. Но способ недопустимый, потому и надо его отслеживать и пресекать.

Еще один вариант неосознанной жестокости — когда ребенок заигрался, когда он так увлечен игрой, что забывается и переносит в реальную жизнь какие-то игровые сюжеты. Например, он вооружается пластмассовым мечом, он рыцарь, сражающийся с драконом. И тычет мечом папе в живот, потому что сейчас это для него не папа, это дракон. Нормально ли такое? И да, и нет. Ребенок настолько втягивается в мир игры, что путает его с реальностью? Да, так бывает, и чем младше ребенок, тем более это естественно. С другой стороны, неспособность быстро переключиться с игры на реальность может говорить о неврологических проблемах, особенно если ребенок уже относительно большой, старший дошкольник или младший школьник.

Детская жестокость: откуда она берется и когда пора обратиться к психиатру
Photo by yang miao on Unsplash

Но жестокость может быть и осознанной. Да, ребенок знает, что бабушке больно, если уколоть ее иголкой. Для того и колет, чтобы ей стало больно. Потому что он на нее обиделся, ему хочется ей отомстить. И это уже не столь невинная ситуация, как в случае неосознанной жестокости. Здесь мы уже видим, что у ребенка отсутствуют внутренние критерии допустимого и недопустимого, либо же он знает, чего делать нельзя, но сознательно нарушает запрет. Тут тоже может быть целый ворох причин. В любом случае потакать таким проявлениям нельзя, реакция взрослых должна быть своевременной и внятной.

2. Жестокость может быть импульсивной или без потери самоконтроля

Чаще всего детская жестокость бывает импульсивной. То есть ребенок совершает такие поступки под воздействием бури эмоций, в состоянии аффекта. Краем сознания он при этом может понимать, что так делать нельзя, но сознание в такие моменты над ним не властно, он не может себя контролировать. В песочнице кто-то разрушил его куличик, и ребенок впадает в ярость, хватает свой совочек и начинает изо всех своих трехлетних сил лупить им сверстника. Да, он знает, что поступает плохо, но не может (да и не хочет) справиться со своей яростью. Причины тут могут быть разными — и дефекты воспитания, и личностные особенности, и проблемы медицинского плана.

Но бывает, что ребенок поступает жестоко совершенно сознательно и вполне себя контролируя. Он знает, что такого делать нельзя, но это знание его ничуть не останавливает. Он мог бы сдержаться, но предпочитает не сдерживать свою агрессию. Такой формат жестокости чаще всего присущ детям в подростковом и предподростковом возрасте. Собственно, таковы зачинщики и участники травли в детском коллективе. Они, как правило, действуют не импульсивно. И здесь тоже причины могут быть как медицинского, так и немедицинского характера.

Причины жестокости

Давайте детальнее разберемся в причинах этого явления. Если с неосознанной жестокостью малышей все более или менее ясно (стремление исследовать мир плюс отсутствие представлений о допустимом и недопустимом), то с жестокостью осознанной вариантов больше. Начну с причин педагогических и психологических, затем перейду к медицинским.

1. Недостаток эмпатии

Эмпатия — это способность сопереживать другому (человеку, животному, даже герою художественного произведения). Способность понимать, что чувствует другой, жалеть его. Иногда эмпатию называют еще эмоциональным интеллектом, тут есть тонкие оттенки смысла, в которые сейчас незачем вдаваться.

Сама по себе эмпатия не является врожденным человеческим свойством. Точнее сказать, врожденной является способность обрести эмпатию, но не она сама. Тут как и со способностью к членораздельной речи: она заложена в нас от природы, но, если речь не развивать, ее и не будет. Истории детей-маугли об этом свидетельствуют. То же и с эмпатией. Она появляется и развивается, если взрослые уделяют этому внимание. «Давай посмотрим картинки. Видишь, зайчик плачет, его лиса обидела, из домика выгнала, ему плохо сейчас, он мерзнет, давай пожалеем зайчика!», «Бабушка заболела, не надо сейчас кричать и топать, ей от этого тяжело, ей покой нужен!», «Ты сейчас обиделся на Мишу, что он не дал тебе машинку, но подумай: Мише тоже было обидно, когда ты вчера не поделился с ним конфетой!» И так далее, и тому подобное.

Так вот, при ошибках воспитания эмпатия не развивается. Когда в семье скандалы и драки, когда на ребенка орут или тем более бьют, когда ребенок видит, что мама с папой никого не жалеют, никому не сочувствуют — откуда в таком случае взяться эмпатии? А если эмпатии нет, то запреты причинять кому-либо боль ребенок не принимает во внимание.

Тут вот что надо понимать: сами по себе словесные наставления взрослых не становятся для ребенка внутренними правилами, если не получают практического подкрепления в самом раннем возрасте, когда личность еще формируется. В это время базовая потребность ребенка — получить одобрение взрослых, выглядеть молодцом в их глазах. Убрал разбросанные кубики — и его похвалили, сам сходил на горшок — заслужил похвалу, нарисовал картинку — и ему сказали, какая красивая картинка. И наоборот, сделал что-то нехорошее — и услышал, что так нельзя. Похвалы не заработал. В нормальном состоянии для ребенка естественно нравиться значимым взрослым, поэтому выдвинутые ими правила, усвоенные на практике, получившие подкрепление похвалой, становятся со временем его собственными принципами, которым ребенок следует уже не для того, чтобы похвалили, а просто потому, что так правильно. И это касается всего, в том числе эмпатии. Не будет подкрепления — запреты взрослых никак не повлияют на ребенка.

А если эмпатии нет, то исчезает главный тормоз на пути агрессии и жестокости. Если тебе никого не жалко, кроме себя, если чужие страдания для тебя ничего не значат, то что же тебя остановит, если ты на кого-то обижен? Вспомним относительно недавний трагический случай, когда девочка-пятиклассница изрезала ножом свою сверстницу за то, что та в компьютерной игре стащила у нее какие-то игровые деньги. С точки зрения этой агрессивной девочки нанесенный ей ущерб многократно превышает страдания бывшей подруги. И потому для нее нормально выместить свою обиду, зарезав обидчицу.

2. Реакция на полученную психическую травму

Бывает, что ребенок подвергается агрессии, словесному или физическому насилию в семье (или в детском коллективе). Он от этого страдает, он чувствует обиду и унижение. Но ничего не может поделать, не может никак защититься от тех, кто сильнее. Поэтому внутри у него копится агрессия, ищет выход. И подчас находит, то есть выплескивается на тех, кто слабее, кто не даст сдачи. Младшие дети, робкие сверстники, мелкие животные… Такой ребенок издевается над кем-то, унижает, мучает — и на душе у него становится легче, ему кажется, что он уже не «тварь дрожащая», что он тоже сильный, что он теперь «право имеет». Естественно, такая психологическая компенсация иллюзорна, травма таким путем не залечивается, а лишь углубляется, но ребенок-то этого не понимает!

Сразу скажу: эта причина частая, но вовсе не универсальная. Далеко не всем людям свойственно реагировать на травму путем переноса агрессии на «третьих лиц». Бывает, что жертва домашнего насилия начисто лишена агрессии, способность к самозащите там нулевая. А еще бывает, что накопившая агрессия у ребенка есть, но не вырывается наружу, потому что у него хороший самоконтроль, он умеет держать себя в руках, может просчитывать последствия своих поступков. Да, травма у него все равно есть, да, эта травма создает ему тяжелые проблемы, но вот именно в жестокости она не проявится.

3. Медицинские причины

Сразу скажу: вовсе не всегда медицинские причины — это именно проблемы с психикой. Бывает так, что перенесенные соматические заболевания оказывают влияние на центральную нервную систему и, опосредованно, на поведение. Например, после травмы головы человек, ранее спокойный и уравновешенный, становится раздражительным, конфликтным. Это еще не психическое заболевание, тут не психиатр нужен, а невролог. То же самое касается и ряда других заболеваний.

Детская жестокость: откуда она берется и когда пора обратиться к психиатру
Фото: pixabay.com

Но конечно, и бывают собственно психопатологические причины. Начнем с того, что в строгом смысле слова болезнью не является, а находится на грани между нормой и патологией. Это так называемые расстройства личности (раньше употребляли термин «психопатия»). В просторечии про таких людей говорят, что они «со странностями». Все это еще не делает их неадекватным, не требует лечения в стационаре, но сильно осложняет жизнь и им самим, и их близким, и окружающим. И агрессивность, жестокость могут быть следствием таких вот особенностей личности. Повторю: это не болезнь, а свойство личности, а значит, это и вылечить невозможно. Современная медицина, к сожалению или к счастью, не умеет изменять человеческую личность. Можно только психотерапевтически или медикаментозно уменьшить проявления таких особенностей, но полностью избавить человека от них нельзя.

Вернемся к теме детской жестокости. Если ее причина в расстройстве личности, то, скорее всего, речь уже о детях подросткового возраста, потому что только тогда складывается личность. Есть распространенное мнение, будто личность складывается к пяти годам, но это не так. К пяти годам формируются лишь самые основы личности, ее, так сказать, опорные конструкции, а полностью она выстраивается позже, в пубертатном (то есть подростковом) возрасте.

Далее, причиной жестокости могут быть расстройства, связанные с ослаблением самоконтроля. Для таких людей характерны эмоциональные вспышки, состояния аффекта, они в такие моменты не отдают отчета в своих действиях. Естественно, как только проблемы с самоконтролем выявились, больного нужно обследовать. Делают электроэнцефалограмму, делают ультразвуковое исследование головного мозга. Причины таких вспышек агрессии могут быть связаны с кровоснабжением мозга. Причем это касается детей любого возраста, в том числе и самых маленьких.

И наконец, причиной детской (и не только детской) жестокости могут быть заболевания, которые иногда называют «большой психиатрией», то есть шизофрения или параноидное расстройство личности. В этом случае больной совершает жестокие поступки, субъективно считая, будто он таким образом защищается от внешней угрозы. Для этих заболеваний характерно искаженное представление об окружающей действительности, искаженное восприятие поступков и мотивации других людей. Больным кажется, что их преследуют, вынашивают против них коварные планы, устраивают заговоры. Поэтому они проявляют агрессию, чтобы, так сказать, нанести упреждающий удар, уничтожить потенциального агрессора и тем самым спасти свою жизнь или жизнь близких. Реже бывает, что они воображают себя кем-то, какими-то великими личностями, которым все дозволено.

Можно ли заразиться жестокостью?

Это вполне закономерный вопрос, ведь если жестокость воспринимать как человеческий порок, то можно его подцепить, попав под чье-то дурное влияние. Еще апостол Павел писал: Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы (1 Кор 15:33). Или, как говорит пословица, с кем поведешься, от того и наберешься.

И да, жестокостью можно заразиться, но не в том смысле, чтобы заразиться психическим расстройством, одним из проявлений которого она является. Нет, без всякой психиатрии, оставаясь в медицинском смысле здоровыми, дети могут стать жестокими, оказавшись под влиянием своих по-настоящему жестоких сверстников, попав в коллектив, где жестокость — это норма.

Прежде всего это опасно в подростковом возрасте, когда влияние родителей заметно уменьшается, а влияние сверстников становится преобладающим. Чтобы понравиться каким-то харизматичным лидерам детского коллектива, вполне нормальный подросток бывает готов на все. В том числе и на жестокость. Именно таков механизм школьного буллинга, который запускают один-два инициатора, а потом к ним присоединяются и другие дети. Присоединяются, чтобы заслужить признание лидеров класса, а потом уже и сами втягиваются в процесс, ощущают упоение властью и безнаказанностью.

| В продолжение темы читайте:

Травля опасна не только для жертв

Вопрос это не медицинский, а педагогический, и действовать тут нужно решительно. Если ситуация в таком токсичном коллективе не меняется к лучшему, ребенка нужно оттуда забирать.

Но жестокость в подростковом возрасте можно подцепить, не только подражая харизматичным сверстникам. Серьезное влияние, хотя и не прямое, оказывает массовая культура, точнее та ее часть, которая популярна среди подростков. Я имею в виду интернет-мемы, картинки, видеоролики, компьютерные игры (не любые, а те, где отыгрывается персонаж, совершающий насилие по сюжету игры — стреляет, сбивает кого-то машиной и так далее).

Конечно, влияние тут не столь примитивно, как думают некоторые: мол, втянувшись в такие игры, подросток ощущает вкус к убийствам, берет папино ружье и идет расправляться с одноклассниками. Механизм тоньше: если постоянно торчать в виртуальной реальности такого рода, ослабевает эмпатия. Вот застрелил ты в игре какого-то монстра или вражеского солдата — и испытал удовольствие: у тебя получилось, ты ловкий, быстрый, расчетливый! И вот так исподволь в сознании возникает связь между актом агрессии и чувством удовлетворения.

Дело в том, что любые эмоции, которые мы испытываем, оказывают на нас влияние. Неважно, где мы их испытываем — в реальной жизни, во сне, в компьютерной игре, при чтении книги, при просмотре фильма. Все, что с нами происходит, все, что мы чувствуем, накладывает на нас отпечаток. И если постоянно испытывать удовольствие, убивая врагов в игре, то в реальной жизни эмпатии будет уже меньше, агрессия уже в меньшей степени будет казаться чем-то неприемлемым. А далее, если обстоятельства поставят человека перед этическим выбором — сдерживать свою агрессию или нет, — сдержать ее ему будет труднее, да и желание сдерживать ослабнет.

Тревожные звоночки: как понять, что детская жестокость вызвана проблемами с психикой

Этот вопрос, конечно, волнует любого родителя, столкнувшегося с жестокостью своих детей: а вдруг это уже патология? Надо ли бежать к психиатру?

Сразу скажу: не существует психических заболеваний, которые проявляются только в жестокости. Жестокость может быть лишь одним из симптомов, поэтому внимание нужно обращать не только на нее, а и на все остальные «странности».

Но начнем все же со звоночков, связанных с жестокостью.

  • Ребенок не реагирует на неоднократные замечания, что такие поступки недопустимы, не делает никаких выводов. Как говорится, хоть кол на голове теши. Причем речь о ребенке из благополучной семьи, где нет никакого домашнего насилия.
  • Ребенок неоднократно высказывается в том духе, что какие-то его сверстники, одноклассники, знакомые заслуживают жестокой расправы, что они недостойны жить и так далее. К таким высказываниям надо отнестись очень серьезно. (это уже больше относится к подросткам)
  • Импульсивное поведение, причем не разовое, а регулярное. Ребенок периодически теряет над собой контроль. Тут могут быть и психиатрические причины, и неврологические.
  • Если жестокие поступки ребенок начал совершать после недавно перенесенного серьезного заболевания или травмы.

А все остальные звоночки — общие для самых разных психических расстройств:

  • Непривычное поведение ребенка. Никогда раньше такого не делал, и вдруг началось.
  • Нарушение сна. Не только бессоница, но и, наоборот, чрезмерная сонливость.
  • Нарушение пищевого поведения. Или голодает, или ест, что называется, «в три горла».
  • Появление каких-то страхов, которых раньше не было. Например, раньше ребенок не боялся ездить в лифте, а тут вдруг стал бояться. Раньше не боялся один выходить на улицу, а потом вдруг стал бояться.
  • Устойчивое, долговременное снижение успеваемости, не объяснимое никакими объективными причинами.
  • Утрата интересов. Не смена одного интереса на другой (это как раз для детей нормально), а просто к прежним увлечениям стал равнодушен, однако новых не появилось.
  • Суицидальные высказывания. Могут, кстати, сочетаться с жестокими высказываниями по поводу сверстников, учителей и так далее. То есть хочется взять с собой на тот свет и других.
  • Устойчивое, длительное плохое настроение (это может быть началом депрессии).

Что делать в таких случаях? Думаю, сразу бежать к психиатру не надо, а нужно обратиться к психологу (или дополнительно к неврологу, если эпизоды жестокости начались после перенесенного заболевания, особенно черепно-мозговых травм). Психолог, работая с ребенком, поймет, в чем причина такого его поведения, только ли здесь психологические проблемы, или нечто иное. Бывает так, что психолог сразу распознает признаки психического расстройства и рекомендует обратиться к психиатру, а бывает, что это становится понятным лишь после того, как обычная психотерапия не возымела действия.

И конечно, родителям ни в коем случае не следует впадать в панику. Жестокие поступки ребенка — это не приговор, а повод обратить пристальное внимание на его воспитание и на его здоровье. Все поддается исправлению, если понять, в чем же дело, и вовремя принять меры.

Подготовил Виталий Каплан

3
2
Сохранить
Поделиться: